Герасимова Юлия Сергеевна
Мастер-класс для воспитателей по математике «Сокровищница страны великой Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей по математике по теме :
«Сокровищница страны великой Математики».
Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В 2015 учебном году я взяла тему для самообразования «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Математика – это очень важная наука. Занимаясь математикой, ребенок всесторонне развивается как личность. Ребенок познает окружающий мир эмоционально – практическим путем. Именно игра привлекает наше внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В. А. Сухомлинский. Существует много различных видов игр, но именно дидактические игры помогают преодолеть трудности в обучении детей.
Распространено такое мнение, что с помощью игр нельзя ничему обучать. Конечно, не всякая игра чему-то обучает и что-то развивает. Рекомендуемые мной игры направлены на подготовку детей 5-7 лет к изучению элементарной математике, поэтому я предлагаю перед тем, как посадить детей за парты, изучать математику или хотя бы одновременно с началом их обучения математике «поиграть» с ними в математику. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей. Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Овладение дошкольником навыками счета и основами математики дома или в детском саду в свободное от занятий время, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. На играх-занятиях с детьми я использовала логические задачи, задачи в стихах, занимательные задачки, различные математические игры. Дети с удовольствием играют в математические игры, запоминают графическое изображение цифры при помощи весёлых стихов. Правильно подобранные интересные стихотворения помогают детям легко запомнить и не путать такие цифры как 6, 8, 9.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить.
Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно быстрее усвоили больший объем знаний. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли ускорение познания? Мы отвечаем на этот вопрос утвердительно. Но достичь этого нельзя вбиванием извне в головы детей больших порций учебного материала, держащихся на одной памяти. Этим можно достичь обратного, весьма негативного результата. Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применение метода обучения, способствующего ускорению интеллектуального развития – обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр.
Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Дети активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления.
Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обучения.
И эти результаты видны сразу в том, как месяц за месяцем улучшаются знания детей, расширяется мировоззрение. Так приятно видеть плоды своей работы!
Б. Паскаль утверждал: «Наши знания никогда не могут иметь конца, именно потому, что предмет познания бесконечен». Стремление к профессиональному росту, непрерывному саморазвитию и совершенствованию – необходимые условия становления личности педагога.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что пришли на сегодняшний мастер - класс. Что такое мастер - класс? Плюсов много.
Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Игра, сделанная своими руками уникальна, индивидуальна.
Плюс второй - возможность совместного творчества вместе, с детьми и родителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.
Плюс третий - идет мощное развитие способностей по разным направлениям. На мастер – классе вы получите информацию, приобретёте полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать себя в новом, интересном деле. А кто-то – может найти свое призвание или хобби.
Тема моего мастер-класса «Cокровищница страны великой Математики».
Сегодня я покажу и расскажу о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательное математическое многофункциональное панно, дидактические игры - тренажоры. Итак, приглашаю вас в гости.
Воспитатель - Математика Здравствуйте. Рада видеть всех, кто нашёл время, побывать у меня в гостях – царицы Математики! Я открываю свою математическую сокровищницу. В ней у меня много всего. И я очень хочу поделиться моими математическими сокровищами с вами.
Вот волшебная страна, всем известна нам она.
Цифры, числа тут живут, чудеса нас скоро ждут.
Представляю вам игровое многофункциональное дидактическое пособие «Математическая карусель» — вырезаем круг из поролона, обшиваем цветной тканью. Кармашки делаем из листов для бейджика, наклеиваем на двухсторонний скотч, по центру устанавливаем часики со стрелкой, картинки заламинируем.
Новизна и оригинальность пособия в том, что оно объединяет в себе несколько моделей: часы, сутки, неделя, год, величина; можно использовать в разных образовательных областях.
Игровое пособие представляет собой модель часов, внутренний круг которых отражает модель часов с двумя стрелкам; модель суток — поделен на четыре сектора, средний круг – дни недели (семь секторов с цветами радуги, внешний круг модель года (двенадцать секторов окрашенные в оттенки цветов, характерные для времен года, по внешнему кругу на липучках расположены атласные ленты, разные по цвету, ширине, длине.
Модель 1. Знакомство с «Величиной».
Отгадайте загадку:
«Течёт, течёт не вытечет, бежит, бежит не выбежит» (река).
Найдите на панно предметы, которые помогут вам изобразить волны, течение воды (ленты). Предлагаю педагогам изобразить волны; сравнить ленты –чья длиннее –короче, шире – уже, по цвету. В нашей реке плавают рыбы в форме геометрических фигур. Давайте назовём цвет, форму, а ленты превратим в плавники. Молодцы.
Модель 2. Знакомство с часами. Игра: «Часики».
Цель: Закрепить понятия: 24 часа – сутки (день, 1 час – 60 минут, 1 минута – 60 секунд. Знакомство с циферблатом, видами часов.
Материал : циферблат часов, картинки разных видов часов, картинки, изображающие разные виды деятельности детей в определённое время.
Время движется вперёд, вместе с ним малыш растёт.
Видишь стрелочки – усы, это тикают часы.
Стрелки крутятся по кругу, жить не могут друг без друга.
Маленькая учит нас понимать который час.
А большая стрелка тут, чтоб узнать число минут.
Посмотри на циферблат – цифры выстроились в ряд.
Модель 3. Знакомство с частями суток. Игра: «Распорядок дня».
Цель: Закрепить части суток и их последовательность.
Материал : картинки с действиями ребенка в разное время суток.
Ребятам предлагается рассмотреть их и соотнести с соответствующими секторами на модели.
Задаю вопросы педагогам:
- Время суток, когда вставать пора и идти на работу (утро).
- Время суток, когда всем пора спать (ночь).
- Время суток, когда солнце садится, вас ждёт дома семья, а вы ещё на работе. (Вечер).
- Время суток, когда солнце высоко. Вы с детьми играли, старались и немного проголодались (день). Молодцы.
Модель 4. Знакомство с днями недели.
Игра: «Неделя», «Рассели гномиков по дням недели».
Цель: Закрепить названия и последовательность дней недели.
Здесь живёт неделя. А в недели 7 дней, тут живут разноцветные гномики. Гномы каждый день сменяют друг друга по очереди.
- Какой гном первым приходит в дом недели? (понедельник)
В понедельник первый гном в красный цвет раскрасил дом,
Ели гномы помидор и болтали разный вздор.
- А во вторник стало вдруг всё оранжевым вокруг,
Ели гномы на обед семь оранжевых конфет.
Гном Вторник любит всё оранжевое. Он и оделся в оранжевый наряд.
- Третий в дом недели приходит Среда. Этот гном любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке, в масле, что лежит в масленке, в каждом спелом колоске, в солнце, в сыре и в песке.
- Четвертый в дом недели приходит Четверг. Это гном любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.
- Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой.
- Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее. Синие, синие васильки необыкновенной красоты.
- Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они довольны и счастливы.
У гномов есть специальные часы «Семицветик.
Игра: «Обозначь последовательность дней недели цифрами.
Ребята находят домик гномика по цвету и обозначают цифрой в соответствии с днем недели.
Педагогам предлагаю ответить на познавательные вопросы, например:
— Первый день нашей недели, трудный день, он… (понедельник).
— Вот педагог заходит стройный говорит: «Сегодня… (вторник)».
— Весь почистили мы снег на четвертый день в… (четверг).
— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была… (пятница).
— На шестой день мы не работали, потому что была … (суббота).
— В субботу у нас субботник, а сегодня четверг. Через сколько дней, у нас субботник? (2 дня). — Конкурс «Воспитатель года закончился 3 дня назад. Сегодня пятница. Когда же закончился конкурс? (вторник). — Что раньше среда или понедельник? Модель 5 «Круглый год»
Цель: Закрепить названия времён года, месяцев, их сезонные особенности и последовательность.
Материал : картинки с сезонными особенностями и видами деятельности, карточки с названием времён года, месяцев и порядковым номером.
Детям предлагается найти картинку со временем года или отгадать загадку и установить в соответствующий сектор на модели.
Вопросы: Назови, из каких месяцев состоит зима, весна, лето, осень?
«Какие времена года ты знаешь?», «Назови их по порядку начиная с зимы.», «Сколько месяцев в году?», «Назови их по порядку начиная с января.», «Найди на модели ноябрь», «Назови месяц, обозначенный голубым цветом», «Покажи на модели зимние, весенние месяцы», «Покажи месяц, который зиму начинает, а год заканчивает», «Распредели названия месяцев по порядку», «Обозначь осенние месяцы».
Усложнение (для читающих детей) : Определи название месяца по буквам, словам СОН, ДЯФ, МАМ, ИИА. (Педагоги отгадывают)
Использую для индивидуальной работы маленькую модель «Круглый год».
Игра «Вечный календарь» (для читающих детей) Гипсовая фигура, в виде коровы и 4 кубика – 1 название месяца, 2 – дни недели, 3-4- цифры.
Модель 6 «Посчитай-ка»
Цель: Закрепить навыки прямого и обратного счёта, умение выполнять арифметические действия.
Игры «Состав числа», «Больше –меньше», «Составь пример, задачу», «Какой знак пропущен».
2 часть В моей стране великой Математики живут гномы – мастера «Неделька». Они умело мастерят математические игры, а кто приходит в гости к ним - одаривают их своими математическими сокровищами. Вот и сегодня гномы ждут вас, чтобы поделиться секретом мастерства игр. Уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и на некоторое время превратиться в гномов – мастеров. Согласны? Cпасибо. Приглашаю для проведения мастер – класса семь педагогов.
Гномы –«Неделька» передают вам волшебные разноцветные ленты – шарфики. (подношу на обруче разноцветные ленты и предлагаю выбрать понравившуюся по цвету ленту и завязать её на шее бантом). А отправимся мы в мастерскую- сокровищницу страны великой Математики на математической карусели. Прошу занять места. Семь педагогов – гномов становятся по кругу, друг за другом.
Ножкой топнем, по плечу соседу хлопнем.
За ленточки возьмёмся, кружок прокатнёмся.
Скажем «Ах» и окажемся в гостях.
Воспитатель - Математика : Педагоги, мы с вами попали в страну великана. У него в этом году уродился отличный горох. Давайте мы с ним поиграем.
(подношу педагогам корзину и предлагаю взять по одной зеленой «горошине»)
Пальчиковая игра с горохом (в игре используются шары из сухого бассейна, которые педагоги по ходу игры передают по кругу).
Пальчик, пальчик мой хороший, крепко ты сожми горошек
Покрути и покатай и другому передай. (2-3 раза)
У кого тут хмурый вид
Что – ли голова болит?
Боль прогонит сей – же час
Антистрессовый массаж.
А теперь повернулись друг за другом и лёгкими движениями похлопываем горошинами по спине соседу.
Что в горбу? Денежки! Кто копил? Дедушка!
Сколько? 1,2,3,4,5 (и в другую сторону).
Молодцы. Немного размялись, настроение прекрасное. Отправляемся в мастерскую и занимаем свои «рабочие» места.
В моем математическом арсенале есть, а что – отгадайте загадку:
Маленький, круглый, в компьютер вставляется, тут же музыка появляется.
Гномы любят слушать его, когда работа ладится у них лучше всего!
Музыкальный диск.
Делим диск на 4 части двумя полосками крест накрест, украшаем их цветными паетками. Для написания цифр используем маркер, фломастер и влажную салфетку для удаления надписи. Начинаем играть. «Состав числа», «Напиши пример», «Ориентируемся на диске». Для игр можно использовать фасоль, кукурузу, семечки.
«Сокровищница волшебных палочек»
Игра: «Посчитай на ощупь»
Берем 10 палочек для мороженого, внизу каждой палочки пишем цифру, а вверху наклеиваем предметы, количество которых соответствует написанной цифре на палочке. Игра: «Счетный тренажер» Это деревянная палочка с приклеенной на неё магнитной полоской. Благодаря такой конструкции скрепки не падают. А задания могут быть разные. Можно с помощью такого тренажера моделировать задачи, решать примеры, закреплять счетные навыки. И моторика развивается, и математические знания!
Загадка про прищепку. Утром гномы постирали,
И бельё на верёвку повесили сами.
Бельё прижали отдельными зубами,
Они наверное, встречались уже с вами?
«Сокровищница волшебных прищепок» Игры: «Составь пример», «Больше-меньше». Для игры потребуются деревянные, пластмассовые прищепки с цифрами и деревянные палочки со знаками. Цифры и знаки наносим маркером. Варианты игры разнообразны. Можно взрослому составить примеры, а дети решают и ставят прищепку – ответ или наоборот.
И моторика развивается, и математические знания!
«Фигурный - конструктор»
Можно использовать коктейльные трубочки, счетные палочки, деревянные цветные палочки и бусы. Детям предлагается составить разные фигуры. Для детей постарше – конструирование трапеций, многоугольников. Можно выкладывать цифры, рисунки по образцу.
«Варианты игр с фигурами».
- Сделайте из полочек 2 треугольника. Сложите их так, чтобы получился квадрат.
- Сделайте квадрат. Пристройте к треугольникам, чтобы получился прямоугольник.
- Сделайте квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек нужно.
- Сделайте круг так, чтобы он находился внутри прямоугольника.
- Сделай круг и прямоугольник так, чтобы круг находился в прямоугольнике.
- Дети выкладывают палочки по инструкции ведущего.
Например, положите желтую палочку между красной и синей; над синей положите 5 зеленых палочек; под желтой – 4 красных и т. п.
Игра «Кто самый внимательный»
Понадобятся разноцветные палочки и карточки образцы. Ведущий предъявляет детям карточку в течении 1-2 минут, потом убирает и дети воспроизводят узор на столе.
Игра «Дружная ладошка» Если новый ребёнок в группе или дети поссорились и надо подружиться, предлагаю с помощью бус выложить свои цветные ладошки, а потом поздороваться друг с другом и обняться.
Загадка про стаканчики
В солнечный, жаркий, летний денёк, гномы вышли гулять на лужок.
Очень жаркая погода была, и жажда гномов одолела тогда.
Бумажный рядом оказался друг, и гномы опять ожили вдруг.
Стаканчики– это следующая моя математическая сокровищница.
Игра: «Гусеничка»
Понадобятся стаканчики с цифрами (цифры или арифметическое действие можно написать маркером или приклеить цифры).
Задание: - поставь стаканчики по порядку, в обратном порядке.
Игра: «Башня»
Задание: построить башню из четных чисел или из нечетных. Я обычно ввожу соревновательный мотив – делю детей на 2 команды и предлагаю посмотреть: кто справиться быстрей.
Игра «Прятки»
Цель: развивать внимание, память, закрепить состав числа в пределах десяти.
Для игры ставим стаканчик по кругу, под один из них прячем камешек, цифру.
Камешек находиться под стаканчиком с числом - ответом 8. Задача детей найти спрятанный предмет. А для того, что бы его найти, нужно решить примеры. Кто нашел – забирает себе. У кого больше – тот и победил!
А еще, стаканчики очень удобны в хранении, так как штабелируются и занимают очень мало места и в них можно вставить ложечки!
Загадка про ложку
Утром, вечером и днём собираются гномы за столом
Ждёт их каша, суп, окрошка, а поможет есть им….ложка.
Используем для игр одноразовые разноцветные ложки. Маркером наносим чётные и нечётные цифры и можно играть «Весёлый счёт», «Угадай число».
«Знакомимся с математическими знаками». Наносим маркером на ложки математические знаки. Прокалываем горячим острым предметом конец ручки ложки, соединяем их тесьмой – и можно играть.
Загадка про теннисный шарик.
Любят гномы поиграть - шарик друг другу бросать.
Шарик над столом порхает от ракетки убегает.
Что за чудная игра это теннисная игра.
Придумываем игры сами.
«Игра со стаканчиком, ложкой и теннисным шариком». Два педагога стоят со стаканчиками в руках на одной стороне, а на другой стороне педагоги с ложками., которые находят цифру на теннисном шарике, соответствующую цифре на ложке. Кладут шарик на ложку и переносят его в стаканчик. Кто быстрее перенесёт в ложке шарики, тот и выиграет.
Спасибо нашим педагогам – гномам за умелое мастерство. Сделанные игры вашими руками можете забрать с собой на память. И мне пора прощаться с вами, а вам возвращаться домой. Занимайте свои места.
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся.
Закроем глаза и в садик вернёмся.
Рефлексия.
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения
взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая
информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей
и интересов, то помашите рукой.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!
Спасибо, вы все с честью выдержали испытание.
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.
Упражнение «Дружественная ладошка».
Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Участникам раздаются листки бумаги.
Предлагаю: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. Выполнение задания педагогами.
- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый
педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит
количество прекрасных мгновений вашей жизни.
Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви,
Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и
добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро
намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам,
каждому, кто встретится вам на Пути.
Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого. Спасибо за внимание!