ОЛЬГА ВОТИНЦЕВА
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития нравственно - патриотических чувств дошкольников; формировать чувство принадлежности к своему народу; расширять представления о конвенции о правах ребёнка (семья, имя и гражданство, образование, медицинская помощь, отдых); способствовать формированию любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе, как о символе России.
Задачи:
Образовательные: создание условий для формирования представлений о берёзе, как символе России; о своих гражданских правах; предоставление возможности каждому участнику деятельности продемонстрировать свои знания и умения.
Развивающие: способствование развитию познавательно-исследовательского интереса, творческой смекалки, умения самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.
Воспитательные: создание условий для развития благоприятной дружеской атмосферы в группе, умения действовать сообща.
Словарная работа: роща, береста, туесок, древесный гриб – чага.
Материалы и оборудование: видеопроектор, аудиозапись, береза-деревцо, зеленые листики из бумаги, изделия из бересты, березовые почки, березовый веник, чага, березовый сок, сигнальные карточки (красный, зеленый цвет, белый картон, зеленые нитки, черный карандаш, подставки под березы.
Предварительная работа: рассматривание изображений родной природы; наблюдение в природе за березой, знакомство и беседы о государственной символике России; разучивание стихотворений о берёзе, песни и хоровода «Во поле береза стояла».
Ход занятия:
Звучит тихая музыка «Отчего так в России березы шумят» (минусовка, дети заходят в группу.
Вводная часть:
Воспитатель: Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?», затем воспитатель беседует с детьми:
-Когда мы произносим слово Родина, каждый из нас мысленно представляет свой милый, родной сердцу уголок родной земли. Что же представляете вы, говоря слово «Родина»? Воспитатель рассказывает о своей малой Родине и говорит, что из маленьких родных уголков состоит наша Родина – большая страна, в которой мы родились и живём. Это её поля, леса, горы и реки, её города и деревни. Это люди, живущие в них.
Народ любит свою Родину. Ей он отдаёт свой труд, во имя Родины совершает подвиги, защищает её, слагает о ней песни, стихи и сказки.
Далее педагог просит объяснить пословицы о Родине:
Нет в мире краше Родины нашей.
Жить – Родине служить.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
После объяснения последней педагог рассказывает, что наша страна, как мама заботится о своих детях и придумала защиту – сборник законов «Конвенция о защите прав ребёнка».
Педагог предлагает посмотреть картинки и объяснить какое право нарушено:
Далее педагог предлагает на коврографе собрать символ России – герб
Физкультминутка «Герб России»
Педагог предлагает собрать на коврографе ещё один символ нашей страны.
Дети собирают и узнают берёзку, педагог читает стих-е «Белая берёза» С. Есенина
Воспитатель: У нас в России очень много берез. Любит наш народ зелёную красавицу, гордится ею. За свою красоту береза стала символом России.
Воспитатель: Давайте вместе с вами придумаем слова, которыми мы можем описать это удивительное дерево. Береза какая? (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)
Воспитатель: Вот какая у нас теперь нарядная береза!
Многие талантливые русские художники запечатлели березу на своих картинах. Воспитатель показывает картины И. И. Шишкина «Березовая роща»,
Воспитатель: А что такое березовая роща? В какое время года изобразил художник березовую рощу? Почему так думаете?
Смотришь на березовую рощу в летний день, на тихие молчаливые березки и ощущаешь красоту своей Родины.
Воспитатель: А эту картину написал Исаак Ильич Левитан
Какое время года изображено? Картина называется «Золотая осень»
Почему художник так назвал свою картину?
Как же красивы белоствольные красавицы в ярком осеннем убранстве.
Воспитатель: А вот картина, которая называется «Иней», написал ее Игорь Эммануилович Грабарь. В какое время года изображены березы? Как вы догадались?
Чем покрыты ветки березы?
Как же красива береза зимой, словно хрустальная красавица из сказочной страны.
- Вспомните, что покрывает стволы деревьев? (кора)
- Чем отличается ствол березы от других деревьев? (ствол у березы белый)
- Как называется кора березы? (береста)
Беседа с демонстрацией материалов
- Береста – это защитный слой дерева. Она отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.
С давних времен бересту использовали для изготовления изделий.
Из бересты изготовляли хлебницы, кружки, туеса. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте березы писали.
Заготавливают бересту в конце мая-начале июня. В это время года она легко снимается, имеет красивый золотистый оттенок. Снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая вырубка.
- Ребята, а кто-нибудь знает, что за черные пятнышки на бересте?
Как они называются? (чечевички, через них березка дышит)
А еще березка – дерево лекарь.
Отвары из березовых почек заживляют раны.
Березовыми веничками лечат хвори в бани.
Древесный гриб – чага заваривают, пьют вместо чая.
Но особенно ценен березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, но, когда добываешь березовый сок, делаешь дырочку, ее надо обязательно замазать, чтобы беречь березу.
Воспитатель: Сегодня вы многое узнали о русской красавице - березе, и теперь я вам предлагаю изобразить берёзку в инее с помощью цветных карандашей и соли.
Заключительная часть
Молодцы, постарались, у нас с вами появилась целая березовая роща!
Я хочу, чтобы вы тоже научились любить это дерево, восхищаться им, беречь его и гордиться нашей страной.
С. Есенина «Белая берёза», рассказывают стих.
Белая береза (Сергей Есенин)
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Динамическая игра «Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны
Держит скипетр и державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный приложить руки к груди
Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный
На серебряном коне. шаг на месте
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо, влево
И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. поднять руки вверх