Копылова Елена
Музыкальная сказка как средство развития творческих и певческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная сказка-это одна из форм развлечений в детском саду.
Все музыкальные руководители стараются использовать на праздниках или в тематических развлечениях небольшие инсценировки или драматизации сказок.
Занимаясь проблемой по развитию певческих способностей у детей, я убедилась, что дети старшего возраста имеют желание не только петь в хоре или в ансамбле, но и сольно.
Публикация «Музыкальная сказка как средство развития творческих и певческих способностей детей» размещена в разделах
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я поняла, что именно в музыкальных сказках, инсценировках ребенок может не только проявить себя, раскрыться, перевоплощаясь в разные образы, но и развить еще и певческие способности.
Дети любят сказки, почти все хотят принять участие в театральной постановке, но также любят и петь. Поэтому возникла идея ставить музыкальные детские спектакли, мини-оперы.
Иногда приходится сочинять небольшие песенки, попевки, присказки для монологов героев сказок, подбирать нужную тональность, использовать нужный доступный диапазон.
Совместно с коллективом мы поставили музыкальные сказки : «Теремок», «Снегурочка», «Татьянкины санки», «Муха-цекотуха», «Репка на новый лад», «Заюшкина избушка» и др.
Дети не только благодарные слушатели, но и настоящие артисты! Как они радуются своим удачам и здесь важно не упустить, а поддержать стремление ребенка внести какие-то новые детали, характерные особенности в обыгрываемый образ.
Дети сами просят для себя роли: «Я хочу быть лисой, она хитрая, но ласковая, а как песенки поет!», приходится для роли лисы вставлять и романс.
Романс нужно исполнять протяжно, мелодично, а протяжность зависит от правильно взятого дыхания. При исполнении роли персонаж движется, это затрудняет дыхание - поэтому я уделяю большое внимание этому вопросу. Достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где «взять дыхание» и ребенок справляется с этим.
Во время зимних каникул мы подготовили инсценировку «Почему у зайца шубка белая?», постарались взять детей застенчивых, робких и стеснительных, детей у которых речь невнятная.
Пришлось потрудиться, много работать индивидуально, каждый герой, помимо роли, исполнял небольшую свою песенку, дети показали себя: старались, передали и характер героя, и голоса, и повадки, а песенки помогли раскрыться и творческим способностям.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных, т. е. четкая дикция, поэтому при разучивании текста песни сначала читаю сама текст и четко проговариваю слова, затем прошу детей повторить, а потом уже переходим к музыкальному сопровождению. Это способствует выразительному пению.
Мелодии песен к музыкальным сказкам бывают очень трудны : встречаются сложные широкие интервалы, скачки, в таких случаях приходят на помощь известные попевки «Эхо», «Качели» Тиличеевой. Тренировка и повторение этих попевок упражняет детей в правильном и чистом интонировании.
Новогодний праздник в старшей группе был построен на основе сказки «Морозко». К подбору ролей подходили избирательно, учитывая индивидуальность каждого ребенка и их возможности. Как чаще всего бывает, всем хочется сыграть роль главную и роль положительного героя, приходилось объяснять, что другие роли тоже важны, их сложно исполнять, и без их участия сказка не получится интересной. Сложную сольную песенку главной героини Настеньки «Все кукует кукушечка.» пробовали исполнять на выбор несколько девочек, обращали внимание и на тембр голоса и на внешность, обсуждали, выбирали коллективно, учитывая и мотивы поведения.
Все постарались, сказка удалась! Родители и гости оценили, в результате- море эмоций, хорошее приподнятое настроение и,конечно, стимул к дальнейшему творчеству.