Светлана Курик
Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Мы открываем книжку и уже представляем, что нового, интересного узнаем из нее. Особенно это связано со сказкой. Конечно, сказки есть в каждом доме, в дошкольном возрасте они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Публикация «Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Выдающийся педагог Амонашвили Ш. А. говорит: «Есть важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Добрый человек не может быть завистливым, грубым, хамом. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств». И что же, как не сказка прививает детям эти чувства. Мы говорим, что сказка несет добро, но и в тоже время существует много сказок жестоких. Несущих в своем содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты («Колобок», «Царевна-лягушка», «Золушка» и другие, т. е. сказка не всегда совпадает с реальной жизнью.
Значит, существуют противоречия. Как решить эти противоречия? Как помочь героям? Что можно изменить в сказке?
Понять на доступном уровне и решить противоречия помогает нетрадиционный подход к сказке. Нужно научить детей оригинально, непривычно, по-своему воспринимать не только содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов и т. д. Решая эти противоречия, ребенок понимает, что все можно улучшить, усовершенствовать, изменить.
К умственному развитию дошкольника относится : развитие речи, мышления, внимания, памяти, воображения, сенсорное воспитание. Воспитателю ежедневно приходится сталкиваться с детьми разных индивидуальностей, неповторимых характеров.
В детских садах уже давно отказались от «сухих» чисто тематических занятий, принеся в них разнообразные виды деятельности: игру, опыты, наблюдения, изодеятельность и др. В настоящее время проблемой является создание необходимых условий совершенствования работы по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста для дальнейшей адаптации их в школе. Опорным пунктом является знакомая детям сказка. И на ее базе строится все занятие, куда входят вопросы по экологии, математике, развитию речи и т. д., т. е. всех разделов программы.
Сказка не только развлекает, но она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Сказку можно обсудить, обыграть. По их мотивам можно ставить кукольные спектакли, создать серию рисунков, иллюстраций.