Юлия Сугробова
Игровая технология (С. А. Шмаков)
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая технология
Игровые технологии – это педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Феномен игровых технологий состоит в том, что, игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. В обучающем процессе, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебной программы;
Публикация «Игровая технология (С, А, Шмаков)» размещена в разделах
-как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
-в качестве занятия или его части.
Я использую игровую деятельность в качестве занятия и части занятия. Обычно это обобщающие занятия, по какому-нибудь разделу. Так же игровые технологии я использую и для комбинированных занятий, т. е для занятий по закреплению старых и усвоению новых знаний, умений и навыков. Все эти занятия проходят в форме соревнований. Как правило, объединение делится на 2 команды, которые соревнуются между собой, причём этапы этих соревнований строятся так, чтобы каждый участник принимал в нём участие, вносил своё посильное участие в одно общее дело. Часто игровая деятельность используется как фрагмент занятия, например кто сегодня лучший «Мастер пиления», «Мастер Долбления», «Мастер Разметки» и т. д. Кроме этого ребята участвуют в «Декаднике Труда», обычно он проходит в апреле, здесь к нам в мастерскую приходят разные ученики школы, ребята обучающиеся в мастерской дают мастер-классы по декоративно-прикладным видам искусства, организуют выставку своих работ. Так же во время декадника проводятся викторины с направленностью декоративно-прикладного творчества такие как: «Эрудит», «Что? Где? Когда?», «Добры Молодцы». В мастерской развешиваются, изготовленные нашими ребятами, плакаты с ребусами, кроссвордами, анаграммами, головоломками, загадками о деревообработке и декоративно-прикладном творчестве.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создаётся на занятиях при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приё мов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Для примера возьмём одно из занятий, здесь ребятам предлагалось посетить «Страну Мастерилию». Тема: Криволинейное пиление в ленточном орнаменте». Цели занятия:- «Научить изготавливать ленточный орнамент из бумаги»; «Обучить криволинейному пилению фанеры лобзиком». Эти учебные дидактические цели ребятам ставились в форме игровой задачи. Ребятам нужно было пройти по «Стране Мастерилии» дорогой Юного Столяра, эта дорога начиналась в «Лесу Безопасности», шла по «Берегу Разгадайка», далее нужно было проплыть по «Реке Сноровка», затем высадиться на «Пристани Загадок в Загадочном Ущелье», пересечь «Долину Творчества», пройтись по «Полуострову Аккуратности», кто всё это проходил, тот достигал «Вершины Мастерства». Ребята делились на 2 команды и все эти части дороги нужно пройти при помощи конкурсов-соревнований, которые логически связаны между собой и подчинены целям урока, в итоге каждая команда должна украсить растительным ленточным орнаментом, выпиленным из фанеры, фрагмент гардины. За каждый конкурс командам выставлялось определённое количество баллов. В ходе занятия, после объяснения и инструктажа, командам предлагалось: составить на листочках технику безопасности по работе с инструментами, которые будут использоваться на уроке; угадать, по наводящим вопросам какие инструменты спрятаны внутри шкатулок; изготовить «гармошку» из бумаги, на ней нарисовать, каждому свой, и вырезать фрагмент орнамента; перевести орнамент на фанеру, выпилить его, приклеить на гардину. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, и др.
На примере данного занятия все эти группы прослеживаются. Например, в ходе конкурсов ребята: а) обучаются рисовать и вырезать из бумаги ленточный растительный орнамент, выпиливать его из фанеры; б) воспитывается чувство товарищества, когда каждый член команда делает по одному фрагменту одного общего дела (украшения гардины, развивается моторика рук; в) развивают творчество, когда каждый придумывает свой растительный орнамент; г) ребята общаются друг с другом в своей команде, когда отгадывают загадки и др.
Ребята на таких занятиях работают увлечённо, эти занятия остаются надолго у них в памяти.
У игровых технологий есть цели :
Дидактические:расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование ЗУН и применение их в практической деятельности.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; обучение общению.
Все эти цели на занятиях с применением игровых технологий достигаются, в большей степени, чем на обычных занятиях. Об этом говорят результаты диагностики. В начале учебного года была проведена входящая диагностика на определение развития творческих способностей обучающихся (методика Торренса, а в конце учебного года была проведена выходящая диагностика. Результат таков, где применялись игровые технологии, результат оказался на 19 процентов выше, чем в тех классах, где были обычные уроки. Кроме этого были проведены входящая и выходящая диагностики на определение нравственной воспитанности обучающихся по методике кандидата психологических наук С. М. Петровой. и доктора педагогических наук Н. Е. Щурковой. Где также, в выходящей диагностики результат лучше оказался в классах, где применялись игровые технологии. Кроме этого на занятиях применялось задания для программированного обучение Н. Ф. Якубина на определения знаний обучающихся, где опять же ребята из классов с применением игровых технологий показывали результаты на 20-25% выше, чем других классах. А о том, что умения и навыки в группе с применением игровых технологий выше,говорит тот факт, что за два года на областных, Всероссийских и международных конкурсах детского творчества учащиеся, где применялись игровые технологии неоднократно становились призёрами и победителями.
Подводя итог можно сказать, что игровые технологии нужны при обучении детей.