Лучший педагог года

Технология развивающей среды в ДОУ (20 фото)

Лиана Арутюнян
Технология развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

  Технология развивающей среды в ДОУ 

Смоленская область город Ярцево 

МБДОУ №14

Воспитатель Арутюнян Л. А.

«игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А Сухомлинский

Публикация «Технология развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах

Технология развивающей среды в ДОУ
Фото №1 Развивающая предметно пространственная среда

В условиях современной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образованность сегодня является особой ценностью в мировом сообществе.

          Новая образовательная политика России исходит из стремления поставить образование в разряд главных общенациональных приоритетов. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. План действий включает модернизацию содержания и механизмов реализации образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается позиции «Не рядом, не над, а вместе».

Одной из центральных идей новой образовательной ситуации стало признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в пространстве культуры.

Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Становление в современной науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется, т. е. самой образовательной среды.

.

Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.

            В широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой социальное культурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

        В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается "комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых" (С. А. Смирнов).

Качество образования в ДОУ рассматривается на современном этапе как качество условий, качество процесса образования, качество результатов. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение).

Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-        культурное    становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Проведенные научные исследования (С. Л. Новосёлова) подтвердили, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности.

           Необходимым условием для достижения результативности по созданию благоприятной, психологически комфортной развивающей среды является целенаправленная, скоординированная и согласованная деятельность совместно с родителями.

Цели создания развивающей среды в ДОУ :

обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности дошкольника.

обеспечение социально-культурного становления дошкольника;

содействие развитию ребенка как личности;

совершенствование педагогического процесса повышением развивающего эффекта образовательной среды;

удовлетворение потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

Задачи:

1 обеспечить чувство психической защищенности,  доверие ребенка к миру, радость существования;

2 организовать предметно-развивающую среду, с учетом разного вида деятельности, обеспечивающую творческую деятельность, игровую, познавательную.

3  развивать индивидуальность ребенка;

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством  развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.

Фото №2 РППС развивающей среды в ДОУ Смоленская область город Ярцево МБДОУ Воспитатель Арутюнян Л

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая предметно — развивающую среду, необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

 Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Фото №3 игра это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

 В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

 Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе ДОУ «Бегемотики» была создана следующая предметно-развивающая среда :

1. Центр театрализованной деятельности;

2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;

3. Центр физического развития;

4. Центр книги;

5. Игровой центр

6. Центр развивающих игр;

7. Центр воды и песка;

8. Центр «Творческая мастерская»

9. Подвесные модули

10. Информационные блоки.

Игра это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности А Сухомлинский Публикация Технология развивающей среды в ДОУ размещена в разделах Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда В условиях современной ситуации все большее значение в развитии общества повышении качества жизни придается образованию Образованность сегодня является особой ценностью в мировом сообществе Новая образовательная политика России исходит из стремления поставить образование в разряд главных общенациональных приоритетов Доступность качество эффективность образования определяют общий вектор его развития План действий включает модернизацию содержания и механизмов реализации образования Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка со стороны взрослых Взрослый в общении с детьми придерживается позиции Не рядом не над а вместе

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Уголки для родителей оснащены современными рекомендациями. На шкафчиках вывешиваются грамоты и благодарности.

Фото №4 Становление в современной науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка но и форм в которых она осуществляется т Фото №5 самой образовательной среды Фото №6 Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными как в нашей стране так и за рубежом

Показатели оценки развивающей среды :

1. Положительное эмоциональное состояние ребенка в группе;

2. Отсутствие конфликтов среди детей и родителей.

3. Наличие выставки детской деятельности;

Фото №7 Изучение образовательной среды осуществляется с позиций связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни а среды как фактора образования Фото №8 Качество образования в ДОУ рассматривается на современном этапе как качество условий качество процесса образования качество результатов Фото №9 В этом аспекте особое место занимает развивающая среда мир природы и людей предметно пространственное окружение

4. Динамика развития ребенка;

Заключение:

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумное и красивое пространство и его элементы. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Фото №10 Проведенные научные исследования С

Литература.

Развивающие игры от 1 до 3 лет. Светлана Кантор.

Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. М. 2004-313с.

Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности. Дошкольное воспитание 2005 №4

Публикации по теме:

Мои поделки в организации и в создании развивающей средыМои поделки в организации и в создании развивающей среды Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Обогащение развивающей средыОбогащение развивающей среды В течении двух месяцев в стране сохраняется режим самоизоляции, который призывает всех нас находиться дома, я решила это свободное время.

Оценка развивающей среды в группах ДОУ Оценка развивающей среды в группах ДОУ От 0 до 5 баллов Внешний вид помещения, эстетика оформления 0 - Отсутствует единый стиль и эстетика.

Оформление предметно-развивающей среды в раздевалкеОформление предметно-развивающей среды в раздевалке Мои дети подросли и мы переехали в новую группу. В группе нам все нравилось, а вот раздевалка нам показалась скучноватой. И на помощь нам.

Оформление развивающей среды в старшей группеОформление развивающей среды в старшей группе Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию некоторые идеи по оформлению развивающей среды в групповом помещении. Таким образом мы оформили.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей среды: математический уголокОрганизация развивающей среды: математический уголок В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Создание развивающей среды в старшей группеСоздание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Создание развивающей среды своими рукамиСоздание развивающей среды своими руками Последнее время большое внимание уделяется вопросам создания развивающей среды. Как её организовать, чтобы среда удовлетворяла требованиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 30 августа 2020 в 20:02
+218Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология развивающей среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лиана Арутюнян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД