Лиана Арутюнян
Технология развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология развивающей среды в ДОУ
Смоленская область город Ярцево
МБДОУ №14
Воспитатель Арутюнян Л. А.
«игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А Сухомлинский
Публикация «Технология развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
В условиях современной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образованность сегодня является особой ценностью в мировом сообществе.
Новая образовательная политика России исходит из стремления поставить образование в разряд главных общенациональных приоритетов. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. План действий включает модернизацию содержания и механизмов реализации образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается позиции «Не рядом, не над, а вместе».
Одной из центральных идей новой образовательной ситуации стало признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в пространстве культуры.
Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Становление в современной науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется, т. е. самой образовательной среды.
.
Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.
В широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой социальное культурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается "комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых" (С. А. Смирнов).
Качество образования в ДОУ рассматривается на современном этапе как качество условий, качество процесса образования, качество результатов. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение).
Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Проведенные научные исследования (С. Л. Новосёлова) подтвердили, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности.
Необходимым условием для достижения результативности по созданию благоприятной, психологически комфортной развивающей среды является целенаправленная, скоординированная и согласованная деятельность совместно с родителями.
Цели создания развивающей среды в ДОУ :
обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности дошкольника.
обеспечение социально-культурного становления дошкольника;
содействие развитию ребенка как личности;
совершенствование педагогического процесса повышением развивающего эффекта образовательной среды;
удовлетворение потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
Задачи:
1 обеспечить чувство психической защищенности, доверие ребенка к миру, радость существования;
2 организовать предметно-развивающую среду, с учетом разного вида деятельности, обеспечивающую творческую деятельность, игровую, познавательную.
3 развивать индивидуальность ребенка;
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Создавая предметно — развивающую среду, необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе ДОУ «Бегемотики» была создана следующая предметно-развивающая среда :
1. Центр театрализованной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги;
5. Игровой центр
6. Центр развивающих игр;
7. Центр воды и песка;
8. Центр «Творческая мастерская»
9. Подвесные модули
10. Информационные блоки.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Уголки для родителей оснащены современными рекомендациями. На шкафчиках вывешиваются грамоты и благодарности.
Показатели оценки развивающей среды :
1. Положительное эмоциональное состояние ребенка в группе;
2. Отсутствие конфликтов среди детей и родителей.
3. Наличие выставки детской деятельности;
4. Динамика развития ребенка;
Заключение:
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумное и красивое пространство и его элементы. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.
Литература.
Развивающие игры от 1 до 3 лет. Светлана Кантор.
Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. М. 2004-313с.
Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности. Дошкольное воспитание 2005 №4