Анастасия Лютина
Игровая деятельность дошкольников с учетом деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельностный подход - субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Основы деятельностного подхода описаны в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева и др. Основная цель деятельностногоподхода -развитие личности ребенка посредством различных видов деятельности.
Публикация «Игровая деятельность дошкольников с учетом деятельностного подхода» размещена в разделах
Понятие деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д. Б. Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через «ворота детской игры». При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Ребенок знакомится с окружающей действительностью, действуя: это путь от манипуляций с предметами и изобразительной игры в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Д. Б. Эльконин писал: «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».
В 2016-2017 учебном году я работаю в младшей группе. Дети младшего возраста ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Продолжительность игры небольшая. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами- заместителями. Взрослый становится для ребенка носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т. е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.
В своей работе я обращаю внимание на «Золотые правила» деятельностного подхода :
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка
Важно помнить, что недостаточно вооружиться пусть даже самым полным и обширным набором игр, развивающими они станут лишь тогда, когда будут преподноситься ребенку с соблюдением определё нных правил:
1. игра должна приносить ребенку радость, необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая её;
2. игру надо оживлять сказкой;
3. обязателен успех в самом начале, для этого начинаем игру с посильных задач;
4. нельзя мешать самостоятельному нахождению решения ребенком, так как наша цель научить ребенка не играть в конкретную игру, а самостоятельно мыслить и находить решение.
Правилам можно научить детей через дидактические игры. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия и правила. Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью. На занятиях я учу детей - как надо играть, знакомлю с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей участвую в качестве партнера или арбитра, слежу за взаимоотношениями, оцениваю поведение. При изучении с детьми каждой новой игры я пользуюсь следующим алгоритмом:
1. Создание проблемной ситуации
2. Целевая установка
3. Мотивирование к деятельности
4. Проектирование решений проблемной ситуации
5. Выполнение действий
6. Анализ результатов деятельности
В своей работе большое внимание уделяю построению образовательного пространства на деятельностной основе. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, эспериментирование или конструирование - необходима соответствующая развивающая среда.
В нашей группе есть центры, где дети могут проявить самостоятельность или совместно с воспитателем поиграть игры с учетом деятельностного подхода :
• центр экспериментирования ( например: подгруппа детей могут просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме; провести опыты с водой)
• центр сюжетно -ролевой игры ( например: подгруппа детей могут поиграть в семью или в магазин с игрушками заместителями, которые выступают в качестве угощения)
• центр настольно - печатных игр и сенсорных игр ( например: с помощью алгоритмов, картинок с целым изображеним дети могут собрать пазл, кубики)
• центр конструирования ( например: дети строят построику по алгоритму и затем обыгрывают резиновыми игрушками, человечками, машинками)
• центр театрализованной деятельности ( например: дети по алгоритму играют сказку с помощью плоскостного театра)
Через традиционные формы детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности:
- творческая активность,
- инициативность,
- уверенность в себе,
- доверие и уважение к окружающим,
- произвольность,
- умственные и познавательные способности и пр.
Развитие детей начинается в игре, с ее помощью ребенок познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.
Слова К. Д. Ушинского "Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей" указывают нам на необходимость реализации деятельностного подхода в работе с дошкольниками всех возрастных групп.