Елена Ефимчева
Работа с родителями на основе системно-деятельностного подхода в младших группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями на основе системно – деятельностного подхода
в младших группах детского сада
«Нужно ли учиться быть родителем?»
Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка.
Задачи:
1. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
2. Обогащение педагогическими знаниями.
Публикация «Работа с родителями на основе системно-деятельностного подхода в младших группах детского сада» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2017
3. Вовлечение родителей в игровой обучающий процесс.
4. Создание положительного эмоционального настроя.
Предварительная работа : написание родителями сочинений о своем ребенке, беседа с детьми по вопросам к игре «Верно – неверно», подготовка игры на мультимедиа «Узнай о своем ребенке во всех отношениях»
Краткий ход мероприятия:
На фоне музыки воспитатель читает стихотворение:
Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с прическою и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…
Добрый вечер уважаемые родители. У вас в семье ребенок – это счастье. Как вы думаете : «нужно ли учиться быть родителе, или это все прейдет само собой?»
Мы пришли к мнению, что ваша роль в воспитании ребенка незаменима. Главные «проектировщики, конструкторы и строители личности ребенка – это Вы, уважаемые папы и мамы. Вот поэтому очень важно знать все особенности своего ребенка.
Мы выбрали тему нашей сегодняшней встречи «Нужно ли учиться быть родителем?» и пройдет она в форме деловой игры.
1. Упражнение «Клубочек»
Воспитатель предлагает родителям передавать друг другу клубочек, обматывая ниточкой вокруг пальца, и сказать свое имя, имя своего ребенка, почему ребенка назвали так, а не иначе и замечаете ли вы изменения в развитии вашего ребенка, какие?
- Посмотрите дорогие друзья, мы все связаны одной нитью, у нас у всех есть что – то общее, что? (дети, мы родители и т. д. выслушать все ответы)
2. Сочинение «Мой ребенок»
Воспитатель зачитывает выдержки из сочинений, написанные родителями, а родители угадывают и говорят – «Это мой сын или дочка»
- наш мальчик необычный ребенок, очень любознательный, любопытный почемучка;
- доченька наша звездочка – это светлый и добрый человечек;
- наш ребенок очень забавный, он каждый день бывает разный: веселый и капризный, трудолюбивый и ленивый, или начинает интересоваться всем на свете, задавая один и тот – же вопрос: «почему?»;
- подвижный, шаловливый при этом чуткий и добрый;
- наша девочка очень нежная, спокойная, она не любит много говорить, еще она такая маленькая по сравнению с другими детьми и мы в семье называем ее «пуговичкой»;
- мой ребенок очень подвижный, он постоянно должен быть в движении, поэтому мы часто всей семьей выезжаем на прогулки.
3. Игра «Верно – неверно»
В наш современный век очень популярны интерактивные игры, дети очень любят в них играть. Я предлагаю сейчас и вам поиграть в одну из таких игр, которая называется «Верно – неверно». Эта игра продемонстрирует нам насколько хорошо наши папы и мамы знают своих детей. Правило игры такие я вам зачитаю вопросы, на который уже ответили ваши дети. Посмотрим, совпадет ли ваш ответ с ответом вашего ребенка (на экране высвечивается вопрос, затем ответы детей, родители сравнивают)
Вопросы:
1. Любимая игрушка вашего ребенка.
2. Чем любит заниматься ребенок дома?
3. Какой мультфильм больше всего нравится ребенку?
4. Самая любимая еда.
5. Самая любимая сказка.
4. «Внимание – конфликт!»
Конфликт является частью нашей жизни. В его основе лежит столкновение противоположных взглядов и позиций. Каждый из нас, конечно же ни раз бывал в конфликтных ситуациях, важно позитивно себя вести и конструктивно его решить. Как справляетесь вы с конфликтными ситуациями, которые возникают с вашими детьми, мы сейчас узнаем.
1 ситуация: маленький Саша (3 года) усердно застегивает застежки на туфлях. Наконец – то, после долгих усилий застежки застегнуты, но мама обнаруживает, что туфли надеты не на ту ногу. Не скрывая раздражения, мать хочет переобуть сына, но ребенок сопротивляется, плачет и хочет это сделать сам. Мать сажает мальчика на стул и твердым голосом говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам, сам»
2 ситуация: Маша, 4 года, на прогулке насобирала сухих листьев и собралась нести домой. Мама стала заставлять выбросить листья, зачем в дом нести всякий мусор? Но Маша не хотела выбрасывать листья, стала убеждать маму, что они ей нужны для игры. Мама настаивает на своем, девочка плачет.
3 ситуация: Пока мама разговаривала со своей знакомой, ее маленький сын вырвал из клумбы цветы. Когда мама увидела, то дала ребенку изрядную порцию шлепков. Малыш плачет.
Вопросы к ситуациям:
- Правильно ли поступила мама?
- Каковы последствия поведения мамы?
- Что бы вы посоветовали маме?
5. Своя игра «Узнай о своем ребенке во всех отношениях»
Рефлексия
Воспитатель раздает каждому родителю по два цветка (красный и синий).
- Кому сегодня понравилось, кто узнал для себя, что – то новое, кому было интересно, у кого повысилось настроение – возьмите красный цветок и поставьте его в голубую вазу.
- Кому сегодня было скучно, неинтересно, кто не узнал ничего нового – возьмите синий цветок и поставьте его в желтую вазу.
5. «Речевые формулы» для конструктивного общения педагогов с родителями дошкольного учреждения.
Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?
Например:
- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…
- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….
- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации, что мы можем предпринять?. (дождаться первого предложения от родителя)
- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем….
Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?
Универсальные:
- Только Вы…. в этой ситуации можете нам помочь
- Как замечательно, что Вы подошли….
- Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….
- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что….
- Только Ваши знания и родительский (педагогический, жизненный) опыт могут нам помочь…
- Нам очень нужна именно Ваша помощь…
К родителю :
- Только Ваши знания и родительский опыт могут нам помочь…
К руководителю:
- Зная Вашу компетентность, я именно к Вам обращаюсь за помощью….
К коллеге:
- Вы уже работали по этой теме, мне нужен Ваш профессиональный совет…
Как утешить?
- Все будет хорошо, я (мы) постараемся Вам помочь….
- Я вам сочувствую, Вы можете рассчитывать на нашу помощь…
- Давайте будем надеяться на лучшее! У меня тоже была похожая ситуация и….
Как извиниться?
- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
- Я прошу прощения, что так произошло….
- Приношу свои извинения, это была случайность….
- Прошу Вас меня извинить за то, что…надеюсь…
РЕКОМЕНДАЦИИ: Простые подсказки в непростых ситуациях
Ситуация: Родители систематически приводят ребёнка в дошкольное учреждение с опозданием
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: аккуратно выяснить причину опоздания. Например:
- Я волновалась, что вас так долго не было….Ничего серьезного, надеюсь не произошло?
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Показать как важно и значимо для ребенка участвовать в режимных процессах. Для этого предлагаем несколько речевых «формул»
- Вы знаете, насколько режимные моменты важны для положительного эмоционального состояния и формирования самостоятельности Вашего малыша…
- Я понимаю как Вам трудно, и все-таки очень бы хотелось, чтобы… Давайте поможем ребёнку вместе…
- Я Вас понимаю, Ваши проблемы и сложности, но давайте подумаем еще и о Вашем ребёнке….
Ситуация: Родитель просит не выводить ребёнка на прогулку
- Ваше беспокойство понятно мне, однако мы работаем в определённом режиме…
- К сожалению, я не могу выполнить Вашу просьбу, потому что….
- Мне очень жаль, но я вынуждена Вам отказать….
- Очень хотелось бы вам помочь, но, к сожалению это невозможно, потому что….
- Я Вас услышала – здоровье ребенка – прежде всего! Полностью с вами согласна, и именно поэтому мы следим, чтобы во время прогулки ребята были одеты по погоде, создаем условия для их движения и других интересных занятий….