Елена Ефимчева
Организация взаимодействия с детьми дошкольного возраста с учётом системно-деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Концентрирование внимания детей на себе и привлечение их к совместной деятельности»
Первая ступень
Выберите обращение к ребенку (детям, из предложенных ниже или придумайте свое
Дети, раннего возраста Дети дошкольного возраста
Цыплята
Знайки и умейки
Зайчата Юные друзья
Крошки Умники и умницы
Богатыри и дюймовочки Девчонки и мальчишки
Рыцари и принцессы Почемучки
Дочки и сыночки Богатыри и дюймовочки
Девчонки и мальчишки Дочки и сыночки
Солнышки Рыцари и принцессы
ВАЖНО:
соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
Публикация «Организация взаимодействия с детьми дошкольного возраста с учётом системно-деятельностного подхода» размещена в разделах
При желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»
Вторая ступень
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
• Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т. д. ?
• Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам.
• Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т. д.) произносит призывные слова.
- Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку!
- Срочно требуется помощь!
- Открывается мастерская! и др.
• Кто меня видит – топните ножкой,
• Кто меня слышит – хлопни в ладошки!
• Раз, два, три – все ко мне скорей беги!
• Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!
• Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
• Кто любит мультфильм…. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня для ВАС есть интересное предложение!
• Очень хочу с вами посекретничать…
• Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?.
• Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т. д.) как сюрпризный момент.
- Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало!
- А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!
В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос
В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты
- Хотите узнать? А что нужно делать, когда хочешь что-то узнать? - Хотите, я покажу вам еще одну веселую (классную, прикольную) игр
с? (назвать предмет?
• При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т. д. из оракала) со словами:
- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день!
Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:
- Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!
- На солнечной полянке сегодня праздник урожая….
- На звездной полянке сегодня…
А) «Как поступить, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата или завершается?»
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
Ответьте для себя на следующие вопросы:
1. Вам важно, чтобы ребенок НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, не почувствовал себя лишним и ненужным?
2. Вам важно, что ребенок все же захотел играть вместе с вами?
3. Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников?
Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите шагу № 2
Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:
1. «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша! Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»
2. «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
3. «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»
4. «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
5. «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам. Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
6. «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
7. «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т. д., но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
• иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!
• иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.
Б) «Как заинтересовать детей, чтобы они сами проявили желание с вами поиграть?»
1. Создайте проблему
• - Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)
- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)
- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку …. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)
- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее ….)
2. Подключите органы чувств
• Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.
- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?
В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос
В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос
Какая музыка О чем вы думаете,
нравится тебе? когда слышите эту музыку?
- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?
- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
- Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?
3. Спровоцируйте
• В зимний период года дети собираются на прогулку.
-Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).
- Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)
- Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)
- Что вы предлагаете сделать?
4. Попросите помощи
- Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой…. (дождаться вопросов детей)
- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.
- Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
- Как нам это сделать?
• - Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве – государстве, и т. д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось).
- Что будем делать?
В) «Что делать, если ребенок отказывается от деятельности?»
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
• Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
• Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились? (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)
• А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ….(игре, ситуации, на прогулке!
• Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь…. (педагог называет любую роль, соблюдая полуролевой принцип). Что тебе для этого нужно? Только помни наше правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
• А тебе не будет скучно одному?
• Как жаль, что ты не узнаешь.
• А ты не хотел бы помочь (указать кому…
• А вдруг твой совет окажется самый важным…
• А как же мы без тебя справимся?
• А может быть, ты присоединишься к нам позже?
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
если детей, желающих принять на себя данную роль, окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!
• Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?
В случае если ребенок дал отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос
В случае если ребенок дал положительный ответ на выше обозначенный вопрос
- Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь! - Хочешь узнать, что мы будем делать с? (назвать предмет?
• Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок
- Тогда ты мне можешь мне помочь, собери в него все интересные дела, какие только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?
РЕКОМЕНДАЦИЯ: в знак скрепления партнерских отношений можно пожать руки.