Татьяна Булатова
Педагогические чтения «Театрально-игровая деятельность как средство социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрально - игровая деятельность как средство
Булатова Татьяна Анатольевна
воспитатель
1 квалификационная категория
МБДОУ – детский сад № 588
На этапе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, каждому педагогу предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Я как педагог обязана хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, он просто развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в дальнейшей жизни. Основная потребность детей – жить вместе с окружающими людьми той реальной жизнью, которую они видят вокруг.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника, это один из самых популярных и привлекательных направлений в дошкольном воспитании, в формировании у детей творческой инициативы и создание условий для позитивных, доброжелательных отношений. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому большое значение в группе я уделила театрализованной деятельности. Игровое пространство группы одновременно решало три основные задачи: способствовало развитию самовыражения детей; снимало имеющийся у детей эмоциональный дискомфорт; формировало саморегулирующие процессы (чувства, установки, мотивы).
Для реализации социальных потребностей детей формировала, положительные и доброжелательные взаимоотношения, создающее ощущение у ребенка ценность своей личности; признание успехов ребенка значимым взрослым, что обеспечило адекватную самооценку, проявления активности, инициативности; реализовала потребность детей в содержательном и разнообразном общении в социальном окружении. Эти условия идеальным образом реализуются в игровом пространстве группы:
- в уголке «В гостях у сказки» есть костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок, театр игрушки, пальчиковый театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора, настольный театр из бумаги, кукольный театр на ложках, театр на прищепках, куклы – танцоры, изготовленные из картона по желанию и инициативе детей;
- для составления сезонных сказок использовала фланелеграф: например, на небе появилась тучка, из нее идет дождь, на земле образовались лужи.
- изготовила «Чудо-дерево» для разыгрывания сказок по временам года, на закрепление знаний детей о природе, о характерных ее признаках: «Необычная дружба»; «Маленькое солнышко»; «Модная муха»; «Последний листок»; «Первая снежинка»;
- для эмоционального раскрепощения детей изготовила «колодец желаний».
Прячем в колодце загадки, отгадки, разные сказки, кукольных и книжных героев, сочиняем, инсценируем, придумываем;
- с помощью родителей оформили музыкальный центр «Веселые нотки», собрали народные игрушки-самоделки: колокольчики, дудочки, бубенцы, балалайки, шумелки, деревянные ложки, птички-свистульки.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием, лепкой, играми-импровизациями. Совместно с детьми изготавливали атрибуты, маски для сказочных персонажей, султанчики, театр на ложках, книжки – малышки.
Выбирая сказку для театрально-игровой деятельности, обращала внимание на каждого ребенка в группе, подбирала специальные сказки, что бы решить ту или иную проблемную ситуацию. В моей группе есть дети разных национальностей - это татары, казахи, азербайджанцы. Очень часто эти дети плохо говорят по-русски, но они могут произносить короткие фразы и предложения, обыгрывать свои роли в движении, мимике, взгляда для выражения переживаний и ощущений.
Требуется много терпения для того, чтобы сплотить детский коллектив. Для этого использовала игры: «Давайте познакомимся!», «Здравствуй - прощай», «Услышь меня», «Лунный камень», «Динозавр, который ничего не видит», «Птички на жердочке», «Звуковая волна», «Два зеркала».
По моему мнению, работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Одарённость ребёнка дошкольного возраста носит скрытый характер, для её развития требуется включение ребёнка в творческую деятельность. С этими ребятами мы придумываем загадки, маленькие сказки, истории, которые эти дети разыгрывают сами, привлекая остальных ребят группы: «Кто Я?», «Веселые обезьянки», «Довольна ли мама?», «Откуда у тигренка полоски?». Эти дети нередко стремятся к совершенству, с желанием сделать что-то очень хорошо, достигнуть высшего уровня выполнения задания.
Особое внимание уделяю работе с драчливыми и агрессивными детьми. Одним из приемов работы с агрессивными детьми - ролевая игра. Разыгрываю разные ситуации, не от лица ребенка, а от лица непосредственно какого-нибудь сказочного персонажа. О том, как они не умеют дружить, не умеют делиться игрушками, обижают друг друга. Например, с детьми в кругу разыгрываем такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка, которые поссорились, или две куклы, которые не смогли поделить конфету. Для таких детей выбираю особые роли: роль кассира, билетера, костюмера. В театральных постановках даю им поручения расставить декорации для спектакля. Доверительные отношения с такими детьми дают возможность сформировать у них положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия и с дальнейшим их участием в инсценировках, сказках, играх.
Для того, что бы застенчивый ребенок начал принимать участие в жизни детей группы стараюсь найти пути решения и этой проблемы. Вместе с ребенком хожу «в гости» к друзьям в группе, на прогулке больше уделяю внимания на его общение со сверстниками. Создаю атмосферу доверия, постоянно подкрепляю в ребенке уверенность в себе и в своих силах,
привлекаю таких детей к выполнению различных поручений, связанных с общением.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Накопление социального опыта детей проходило с использованием различных форм работы:
- разучивание стихов, потешек, прибауток, скороговорок с различной интонацией, темпом, мимикой;
- инсценировки народных песенок: «Посиделки», «Как у наших у ворот» «Воробушки», «Девочка-ревушка», «Чив-чив, воробей!», «Кораблик»;
- театрализованные игры – спектакли «Мы друзья природы», «Птичий двор», «Угадай, что я делаю?», «Огород на окне», «Колобок спешит на елку»;
- игры и упражнения на действия с воображаемыми предметами, этюды на основные эмоции – радость, огорчение, удивление, игры и упражнения на имитацию движений персонажей;
- самостоятельная игровая деятельность с различными видами театров.
Индивидуальность каждого ребенка моей группе формируется в деятельности. Для меня важно включить детей в разнообразные виды деятельности, позволить, чтобы проявились их индивидуальные особенности и склонности. Мои воспитанники пробуют себя во всех видах деятельности. Современные дети очень рано развиваются. Рано начинают читать, петь, рисовать, мастерить, танцевать. Разные умения пригодятся им в будущем, просто надо предоставить детям больше самостоятельности, поощрять их начинания в творчестве.
Аннотация.
Статья посвящена описанию одного из самых популярных и привлекательных направлений в дошкольном воспитании, реализующих задачи по социализации дошкольников средствами театрально - игровой деятельности. Раскрыты формы работы с дошкольниками по поддержки их индивидуальности и инициативы.