Елена Кирсанова
Консультация для родителей «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников»
Исследование проблемы заикания переживает в настоящее время глубокий кризис. Вполне очевидной стала потребность в более действенном и эффективном, а главное – научно обоснованном подходе к устранению этого недуга.
Публикация «Консультация для родителей „Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Заикание – это речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Трудности проявляются в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей. Характерной особенностью заикания является то, что указанные трудности возникают у заикающихся только в процессе речевого общения.
Как показывают многочисленные исследования, заикание возникает преимущественно у детей 2-5 лет в период формирования фразовой речи, и предрасполагающую основу для его возникновения составляет ослабленность нервной системы. Для заикающихся характерны слабость и инертность нервных процессов.
Развитие игровой активности заикающихся детей, перевоспитание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности.
Характеристика видов игр
Дидактические игры. Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разнообразными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, домино, лото, игры с куклами и т. д. – развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными логопедом.
Игры с пением. Для заикающихся детей полезны игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них хорошо используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь.
Подвижные игры. С заикающимися детьми проводятся игры малой и средней подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества. В силу этого подвижные игры с правилами положительно влияют на личность заикающегося, способствуя мягкой коррекции ее отклонений.
Игры-драматизации. В играх-драматизациях (стихотворного текста, прозы, в настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной сценической атрибутикой. Игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские качества.
Творческие игры. Творческие игры отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихся детей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложению взрослого, затем по замыслу самих детей. Творческие игры обогащают социальный опыт заикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности, и прежде всего в речевой.
В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. И усвоение формы взаимоотношений способствует перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.
Свою речь люди совершенствуют всю жизнь. Нужен долгий настойчивый труд, чтобы всегда говорить красиво.
Используемая литература:
1. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М. : Просвещение, 1983. – 144 с.
2. Поворова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. – 222 с.
3. Преодоление заикания у дошкольников : Методическое пособие / Под ред. Р. Е. Левиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.