Буданцева Наталия
Игровая деятельность дошкольников как один из способов освоения социальных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Во всех учебниках по педагогике и психологии игру называют ведущим способом освоения мира у дошкольников. Так уж происходит процесс взросления – в детстве ощущения всегда ярче, эмоции сильнее, фантазия работает более бурно. Без игр и окутывающей их романтики детям неинтересно. Сюжетно-ролевая игра существует в трех временных измерениях одновременно: прошлом, настоящем и будущем.
Публикация «Игровая деятельность дошкольников как один из способов освоения социальных отношений» размещена в разделах
Из собственного прошлого дети черпают опыт, который необходим для создания аптеки, парикмахерской или отделения полиции. Настоящее дарит им радость момента. А в измерении будущего игра закрепляют свойства и качества, помогающие детям развивать творческие и социальные навыки. Педагоги и психологи давно заметили тот факт, что дети в процессе игры быстро и легко усваивают новые знания и умения. Детская игра напоминает многогранник. Одновременно она выступает самостоятельная деятельность, способствующая гармоничному развитию личности, и тут же как эффективное средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и способ коммуникации. Педагогам стоит обратить внимание на последний пункт. Ни для кого ни секрет, что последнее время в дошкольных учреждениях возросло количество детей, испытывающих трудности в общении. В детском саду все чаще появляются воспитанники с нарушениями в общении – например, с высокой степенью застенчивости, крайне неуверенные в себе, многие отличаются тревожностью, агрессивностью, наличием СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Эмоциональная зажатость или наоборот, вспыльчивость, частые смены настроения могут приводить к постоянным конфликтам между детьми, мешают полноценно заниматься любым видом деятельность, но самое главное – препятствуют общению ребенка с окружающими, а значит не позволяют эффективно усваивать социальные навыки. К сожалению, телевизор и компьютер, точнее, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, педагоги и психологи отмечают повышенную конфликтность и агрессивность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение, обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения. Вот здесь на помощь педагогу в первую очередь может прийти игра. Дети во время игр учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими сверстниками и педагогами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.
В современной педагогической теории игры разделяют по содержанию, содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Кроме того выделяют два основных типа игр: игры с фиксированными правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также все разнообразие развивающих интеллектуальных игр, а также музыкальные и театрализованные игры. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые, которые рассчитаны на то, чтобы развивать фантазию детей, и кроме того исподволь стимулировать у них социальные навыки. Правила в сюжетно-ролевых играх неочевидны, чаще всего они присутствуют в скрытом виде и обычно возникают в ходе договоренностей между участниками уже в процессе. Правила определяют поведение воспроизводимых героев: продавщица не продает себе фрукты, парикмахер не делает себе прическу, пассажир автобуса не садится на место водителя.
Раскроем подробнее характерные особенности двух типов игр. Как уже упоминалось выше, в дидактических играх всегда присутствуют готовое содержание и свод правил. Во время дидактической игры дети конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления об окружающем мире. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, и т. д., а также развивает память и внимание. Кроме того дидактические игры способствуют развитию коммуникативных навыков: способностей выполнять задание вместе, договариваться в процессе и т. д. Педагоги и психологи специально разрабатывают такие игры, для того чтобы в максимально легкой и доступной форме обучать и воспитывать детей. Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. На данный момент в педагогике существует несколько взглядов на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.
Воспитательно-образовательное содержание таких игр формулируется в виде дидактической задачи, однако эта задача для детей является скрытой и реализуется косвенным образом. Чаще всего через задачу игровую, игровые действия и правила. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:
• предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы);
• настольно - печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложения из частей целого (разрезные картинки, а также игры, развивающие логическое мышление;
• словесные игры, включающие подавляющее количество народных игр («Колечко», «Молчанка», «Да и нет не говорите»).
Сложность и в то же время привлекательность словесных игр заключается в том, что в них дети оперируют абстрактными представлениями, самостоятельно делают выводы, отмечают логические ошибки, проявляют внимательность наряду со скоростью реакции.
Не стоит умалять значение подвижных играх, выступающих в качестве основного инструмента физического воспитания детей в дошкольном возрасте. Такие игры требуют от играющих активных двигательных действий, которые заранее заложены в правилах. Основной характеристикой подвижных игр и игр с элементами спорта дошкольников является их соревновательный, а также коллективный характер. В них проявляется умение детей действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях и моментально реагировать на постоянно возникающие вызовы, обусловленные правилами или соперниками.
Нужно отметить сюжетно-ролевые игры, которые занимают особое место в духовном и нравственном воспитании ребнка. Чаще всего они носят коллективный характер, словно в зеркале отражая взаимоотношения в обществе.
Несмотря на кажущиеся различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Педагогу стоит в первую очередь обратить внимание на то, какие героев для подражания выбирают дети, каким образом они коммуницируют между собой, согласуют игровые действия между собой, достигают компромисса.
Коллективные сюжетно-ролевые игры в первую очередь развивают у детей чувство общности и навык коллективной работы. Отличительные особенности сюжетно-ролевой игровой деятельности заключаются в добровольности, а также в высокой активности и постоянном взаимодействии участников. В сюжетно-ролевых играх большое значение имеют способы сотрудничества, взаимодействие при достижении общей цели, действия в рамках норм и правил, которые устанавливают сами дети.
Все качества, получаемые во время таких игр: организованность, дисциплина, креативность, скорость реакции, стрессоустойчивость – важны для людей настоящего и будущего.
Игра позволяет каждому ребнку ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. Это обусловлено тем, что игра имеет ближайшее отношение к сфере потребностей: в игре происходит исполнение желаний. В игре совершаются лишь те действия, цели, которые значимы для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности
Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.