Беленова Светлана
Консультация для педагогов «Экологическая проектная деятельность как один из способов формирования познавательного интереса»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая проектная деятельность как один из способов формирования познавательного интереса
Умейте открыть перед ребёнком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё
и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация для педагогов „Экологическая проектная деятельность как один из способов формирования познавательного интереса“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач, стоящей перед современным детским садом в рамках реализации ФГОС. Познавательный интерес не возникает сам по себе, он начинается с удивления, с чувства радости от познания нового, ранее им неизведанного.
Любой малыш - это исследователь, экспериментатор, он рождается с желанием познавать мир, постоянно за чем-то наблюдать, экспериментировать, получать новые впечатления от увиденного им.
Ребенок неосознанно сам ставит себе задачу, решить которую может либо самостоятельно, либо при поддержке взрослых (родителей, воспитателя). В результате исследовательской деятельности он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир).
Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска для ребенка значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены из рассказов взрослых или книг
Особое место в своей работе я отвожу экологическому воспитанию.
Почему именно экологическому воспитанию? «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник разума»,- говорил В. А. Сухомлинский. Все мы знаем, что в современном мире остро стоит проблема экологической безответственности людей. С каждым годом она приобретает все более крупный масштаб: слишком уж великий урон нанесен живой природе. Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни и всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. А мне очень хочется, чтобы мои воспитанники стали людьми, болеющими за наш общий дом, за планету под названием Земля.
Одним из перспективных методов формирования познавательного интереса к природе, на мой взгляд, является метод проектной деятельности. Проектирование всегда ориентировано на практику. Дети, реализующие тот или иной проект по экологии, не просто ищут нечто новое, они решают реальную, вставшую перед ними проблему в процессе исследовательского поиска по различным направлениям, результаты затем объединяются и обобщаются в одно целое. В период реализации проекта независимо от темы происходит интеграция всех образовательных областей. Она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Поэтому к реализации экологического проекта мы готовимся очень тщательно и осмысленно. Проект – это продукт сотворчества детей, воспитателей и родителей.
Тематика проектов весьма разнообразна : «Времена года», «Деревья», «Лекарственные травы», «Встречаем Весну», «Что нам песок может рассказать?», «Вода-водичка», «Стихии мира» и другие.
Давайте задумаемся, что самое важное для создания проекта, от чего зависит успех проектного метода? Конечно же, прежде всего от заинтересованности детей в исследовании того или иного явления.
Проект для ребенка начинается с одного простого действия: он что- то увидел, услышал, в результате этого возникают вопросы, на которые он ищет ответ. И самое важное в этот момент для меня - не оставить этот интерес без внимания. Попросить ребенка описать свои ощущения, рассказать, что почувствовал. И так шаг за шагом я вижу, что наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Ребенок хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в проектную деятельность.
В результате проделанной работы они проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения. Я уверена, что ни один из моих воспитанников не обидит своего «меньшего брата», что каждый из них встанет на защиту зелёных насаждений, а если понадобится -вместе с родителями будут сажать деревья и кустарники в парках и скверах города, создавая «зелёный щит» для него.