Наталья Червинская
Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель
МДОУ – Центр развития ребёнка –
детский сад № 35
Кошкина Наталья Александровна
«Сказкотерапия, как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ»
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками в коллективе - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми.
Публикация «Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ» размещена в разделах
Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада. Понятие «коллектив» применительно к детям дошкольного возраста имеет свои особенности. Им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении общего результата деятельности, постепенно преодолевая неустойчивость связей. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие.
Любое нарушение общения между детьми может привести к конфликту. Иногда ребенок выражается недостаточно определенно и ясно, и тогда слова могут быть поняты неправильно. И когда ребенок видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Преодоление конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий и т. д. Для преодоления конфликтов у дошкольников необходим анализ педагогом индивидуальных навыков, умений и индивидуального развития каждого ребенка на общем фоне группы.
Сказкотерапия в разрешении детских конфликтов является наиболее эффективным условием преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста и имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. По определению Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Основные задачи сказкотерапии :
-расширение ролевого диапазона формирующейся личности ребенка;
-стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы;
-отработка саморегуляции и самоконтроля, развитие гибкости и произвольности поведения;
-устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе, чрезмерных сомнений в правильности своих действий;
-повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя;
-усвоение общепринятых норм общения с другими людьми;
-развитие фантазии и воображения, образного мышления.
Возможности работы со сказкой :
- Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
- Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
- Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения ребёнка, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».
- Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.
Программы сказкотерапии в разрешении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста ограничены 5-12 занятиями. Материал, основанный на сказках, должен "уложиться" в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение ребенка. Заканчивая курс, детям еще хочется путешествовать по сказке, воспитатели используют эффект "незавершенного действия". Подобный прием позволяет оставить восприятие детей активными, стимулирует их способность к размышлению.
Эффективно при разрешении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста использование метода комплексной сказкотерапии.
Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Ребёнку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, "прожить" как можно больше этих моделей. Занятия проходят в малых группах и построены так, что каждый ребенок приобретает необходимый опыт, возможность поработать со своими проблемными ситуациями в самой приемлемой и любимой форме - форме игры. Это создает достаточно сильную мотивацию к преодолению различных трудностей в сказочной ситуации, а затем перенесение этого опыта в реальную жизнь, для решения реальных проблем. Таким образом, ребенок учится быть творцом, создающим свой гармоничный и счастливый мир.