Светлана Видяпина
Технологические карты освоения способов постановки вопросов
▼ Скачать + Заказать документы
«Технологические карты освоения способов постановки вопросов».
Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну.
Технологии ТРИЗ являются очень актуальными на сегодняшний день. ТРИЗ— это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации.
Публикация «Технологические карты освоения способов постановки вопросов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Формулировка вопросов - обязательное направление осознанной познавательной деятельности. Разные типы вопросов позволяют ребенку не только обогатить речь, но и направить свою поисково - исследовательскую деятельность на поиски ответов.
Предметно-развивающую среду предлагаем обогатить универсальным пособием.
На универсальном пособии расположена «Тучка» - это схемы семи типов вопросов, которые способствуют формированию умения задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.
7 Типов вопросов. Это вопросы :
Восполняющий (с 2,5 лет)
Описательный (с 3 лет)
Каузальный (с 4 лет)
Оценочный (с 4 лет)
Воображаемый (с 4,5 лет)
Уточняющий (с 5 лет)
Субъективный (с 5,5 лет)
В первую очередь дети знакомятся с вопросной картой, которая состоит из четырех ячеек. 1: место для значка вопросного слова, 2: место для картинки с изображением объекта, 3: значок (схема)признака, 4:? - это Дидактическое пособие для индивидуальной и подгрупповой работы
Каждый тип вопроса мы изучаем по алгоритму:
Предложить посмотреть на пособие «Задаем вопросы». Познакомить детей с вопросным словом и значком, который его обозначает. Поставить его на место в пособии. Проговорить вопросное слово.
Выбрать объект. Поставить картинку на место в пособии.
Выбрать схему признаков, из тех, которые уже знакомы детям. Поставить на место для значка признака.
Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Побуждать самостоятельно выкладывать карточки : вопрос, объект, признак и «читать» вопрос.
Побуждать менять местами карточки и «читать» вопросы по-разному. Выбирать наиболее удачные вопросы.
По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов.
При организации исследовательской деятельности побуждать самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов восполняющего типа (с 2,5 лет)
Какой чайник по температуре?
Чайник какой ты по температуре?
По температуре чайник ты какой?
Игра «Планшет вопросов»
Цель: формировать умение формулировать вопросы восполняющего типа. Формировать умение строить распространённые предложения вопросительного характера.
Ход: дети берут любой объект. Воспитатель предлагает детям задать про свой объект вопрос, а поможет им «планшет вопросов». Ребёнок берёт планшет и «читает» схему:
Какая лиса по цвету?
Какой мяч по форме?
Какой апельсин по вкусу? И т. д.
Остальные игроки отвечают на поставленный вопрос.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов описательного типа (с 3-х лет)
Что заяц делает?
Заяц, что делает?
Делает, что заяц?
Делает заяц что?
Игра «Задай вопрос другу»
Цель: формировать умение формулировать вопросы описательного типа. Формировать умение строить распространённые предложения вопросительного характера.
Материал: карточки – схемы, предметные картинки, схемы признаков.
Ход: ведущий предлагает детям взять предметные картинки и карточки – схемы. На столах лежат схемы признаков. Каждый ребёнок составляет про свой объект вопрос описательного типа и задаёт его детям. Например: что собака делает? Собака что ты делаешь? Делает, что собака? Делает собака что? кто прыгает, как кузнечик? (лягушка)
Игра «К нам в гости пришел вопрос»
Цель: формировать умение формулировать вопросы описательного типа. Формировать умение строить распространённые предложения вопросительного характера.
ХОД: Воспитатель, предлагает детям посмотреть на карточку (схему вопроса). Например, вопрос, описательного типа (что, где, как, кто). Воспитатель говорит: «К нам сегодня в гости пришёл вопрос, что он спрашивает:». Дети: «что?».
Дальше детям предлагается взять карточки и поиграть с вопросом.
В один карман, вставляют схему вопроса, в другой картинку с изображением любого объекта, в третий схему любого признака, четвёртый карман со знаком вопрос.
Что по вкусу как клубника?
Что холодное как снег?
Технологическая карта освоение способов вопросов постановки вопросов каузального («почемучкиного») типа (с 4-х лет)
Почему ежик колючий?
Отчего у ежика колючки?
Зачем ежику колючки?
Ежик, почему ты колючий?
Ежик, ты колючий почему?
«Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей.
Технологическая карта освоение вопросов постановки вопросов оценочного типа (с 4-х лет)
Что хорошего (что плохого, что у щетки такой рельеф?
Что хорошего, что щетка с таким рельефом?
Щетка, что хорошего, что у тебя такой рельеф?
Щетка, у тебя рельеф хороший?
Технологическая карта освоение вопросов постановки вопросов воображаемого типа (с 4,5 лет)
Что было бы, если у кошки не было цвета?
Что может случиться с кошкиным цветом?
Что было бы, если у кошки был другой цвет?
Кошка, что было бы, если бы ты меняла цвет?
Кошка, что может случиться с твоим цветом?
Этот тип вопроса побуждает к фантазированию, формулированию элементарных гипотез.
Технологическая карта освоение вопросов постановки вопросов уточняющего типа (с 5 лет).
Верно ли, что у дома такие части?
Должны ли у дома быть такие части?
Правда ли, что у дома такие части?
Верно ли, что у дома много частей?
Дом, должны ли быть у тебя такие части?
Дом, правда ли, что у тебя такие части?
Технологическая карта освоение вопросов способов постановки вопросов субъективного типа (с 5,5 лет).
Что я знаю про лесные места?
Что я думаю про лесные местаЧто я знаю про места в лесу?
Лес, что я знаю про твои места?