Папки-передвижки

Технологические карты освоения способов постановки вопросов

Светлана Видяпина
Технологические карты освоения способов постановки вопросов
▼ Скачать + Заказать документы

«Технологические карты освоения способов постановки вопросов».

Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну.

Технологии ТРИЗ являются очень актуальными на сегодняшний день. ТРИЗ— это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации.

Публикация «Технологические карты освоения способов постановки вопросов» размещена в разделах

Формулировка вопросов - обязательное направление осознанной познавательной деятельности. Разные типы вопросов позволяют ребенку не только обогатить речь, но и направить свою поисково - исследовательскую деятельность на поиски ответов.

Предметно-развивающую среду предлагаем обогатить универсальным пособием.

На универсальном пособии расположена «Тучка» - это схемы семи типов вопросов, которые способствуют формированию умения задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

7 Типов вопросов. Это вопросы :

Восполняющий (с 2,5 лет)

Описательный (с 3 лет)

Каузальный (с 4 лет)

Оценочный (с 4 лет)

Воображаемый (с 4,5 лет)

Уточняющий (с 5 лет)

Субъективный (с 5,5 лет)

В первую очередь дети знакомятся с вопросной картой, которая состоит из четырех ячеек. 1: место для значка вопросного слова, 2: место для картинки с изображением объекта, 3: значок (схема)признака, 4:? - это Дидактическое пособие для индивидуальной и подгрупповой работы

Каждый тип вопроса мы изучаем по алгоритму:

Предложить посмотреть на пособие «Задаем вопросы». Познакомить детей с вопросным словом и значком, который его обозначает. Поставить его на место в пособии. Проговорить вопросное слово.

Выбрать объект. Поставить картинку на место в пособии.

Выбрать схему признаков, из тех, которые уже знакомы детям. Поставить на место для значка признака.

Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.

Побуждать самостоятельно выкладывать карточки : вопрос, объект, признак и «читать» вопрос.

Побуждать менять местами карточки и «читать» вопросы по-разному. Выбирать наиболее удачные вопросы.

По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов.

При организации исследовательской деятельности побуждать самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.

Технологическая карта освоения способов постановки вопросов восполняющего типа (с 2,5 лет)

Какой чайник по температуре?

Чайник какой ты по температуре?

По температуре чайник ты какой?

Игра «Планшет вопросов»

Цель: формировать умение формулировать вопросы восполняющего типа. Формировать умение строить распространённые предложения вопросительного характера.

Ход: дети берут любой объект. Воспитатель предлагает детям задать про свой объект вопрос, а поможет им «планшет вопросов». Ребёнок берёт планшет и «читает» схему:

Какая лиса по цвету?

Какой мяч по форме?

Какой апельсин по вкусу? И т. д.

Остальные игроки отвечают на поставленный вопрос.

Технологическая карта освоения способов постановки вопросов описательного типа (с 3-х лет)

Что заяц делает?

Заяц, что делает?

Делает, что заяц?

Делает заяц что?

Игра «Задай вопрос другу»

Цель: формировать умение формулировать вопросы описательного типа. Формировать умение строить распространённые предложения вопросительного характера.

Материал: карточки – схемы, предметные картинки, схемы признаков.

Ход: ведущий предлагает детям взять предметные картинки и карточки – схемы. На столах лежат схемы признаков. Каждый ребёнок составляет про свой объект вопрос описательного типа и задаёт его детям. Например: что собака делает? Собака что ты делаешь? Делает, что собака? Делает собака что? кто прыгает, как кузнечик? (лягушка)

Игра «К нам в гости пришел вопрос»

Цель: формировать умение формулировать вопросы описательного типа. Формировать умение строить распространённые предложения вопросительного характера.

ХОД: Воспитатель, предлагает детям посмотреть на карточку (схему вопроса). Например, вопрос, описательного типа (что, где, как, кто). Воспитатель говорит: «К нам сегодня в гости пришёл вопрос, что он спрашивает:». Дети: «что?».

Дальше детям предлагается взять карточки и поиграть с вопросом.

В один карман, вставляют схему вопроса, в другой картинку с изображением любого объекта, в третий схему любого признака, четвёртый карман со знаком вопрос.

Что по вкусу как клубника?

Что холодное как снег?

Технологическая карта освоение способов вопросов постановки вопросов каузального («почемучкиного») типа (с 4-х лет)

Почему ежик колючий?

Отчего у ежика колючки?

Зачем ежику колючки?

Ежик, почему ты колючий?

Ежик, ты колючий почему?

«Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей.

Технологическая карта освоение вопросов постановки вопросов оценочного типа (с 4-х лет)

Что хорошего (что плохого, что у щетки такой рельеф?

Что хорошего, что щетка с таким рельефом?

Щетка, что хорошего, что у тебя такой рельеф?

Щетка, у тебя рельеф хороший?

Технологическая карта освоение вопросов постановки вопросов воображаемого типа (с 4,5 лет)

Что было бы, если у кошки не было цвета?

Что может случиться с кошкиным цветом?

Что было бы, если у кошки был другой цвет?

Кошка, что было бы, если бы ты меняла цвет?

Кошка, что может случиться с твоим цветом?

Этот тип вопроса побуждает к фантазированию, формулированию элементарных гипотез.

Технологическая карта освоение вопросов постановки вопросов уточняющего типа (с 5 лет).

Верно ли, что у дома такие части?

Должны ли у дома быть такие части?

Правда ли, что у дома такие части?

Верно ли, что у дома много частей?

Дом, должны ли быть у тебя такие части?

Дом, правда ли, что у тебя такие части?

Технологическая карта освоение вопросов способов постановки вопросов субъективного типа (с 5,5 лет).

Что я знаю про лесные места?

Что я думаю про лесные местаЧто я знаю про места в лесу?

Лес, что я знаю про твои места?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вулканчик вопросов»Дидактическая игра «Вулканчик вопросов» "Вулканчик вопросов". Тема: Четыре стихии Земли. Стихийные бедствия. Цель: В игровой форме закрепить знания детей о природных явлениях связанных.

Картотека бесед с детьми о сказках. Перечень вопросов, задаваемых детям после прочтения сказки Картотека. Беседы с детьми о сказках. (Перечень вопросов задаваемых детям после прочтения сказки) Волк и семеро козлят. Ребята, какую сказку.

Карты оперативного контроля НОД Карта оперативного контроля «Подготовка и проведение непосредственно образовательной деятельности». __СЕНТЯБРЬ__ 2017года. Дата проверки.

Карты Проппа (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Свой мастер класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может.

Мастер-класс «Освоение способов формулировки вопросов воображаемого, уточняющего и субъективного типа» Мастер – класс «Освоение способов формулировки вопросов воображаемого, уточняющего и субъективного типа» воспитатель Халявкина Е. В. Любознательным.

Метафорические ассоциативные карты в групповой работе с родителями Школа для родителей, будущих первоклассников. Мини-тренинг с использованием метафорических ассоциативных карт: «Как я вижу своего ребенка.

Модель карты готовности к школе: опыт специалиста В настоящее время существует множество методик оценки готовности ребенка школе. И тем не менее, каждый специалист, работающий с детьми,.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросовРазвитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросов Сентябрь Беседы: - «Зачем нам нужна вода?», «Где в природе есть вода?», «Кто живет в воде?» Наблюдение за рыбками в аквариуме. Рассматривание.

Современная технология «Модель трех вопросов»Современная технология «Модель трех вопросов» Современная образовательная технология "Модель трёх вопросов" ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают.

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии» Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ - технологии» Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологические карты освоения способов постановки вопросов
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 21:14
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологические карты освоения способов постановки вопросов» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Видяпина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД