Наталия Довгань
Консультация «Игровая деятельность в работе по музыкальному воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта. В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития музыкальной игровой деятельности. Цели, задачи: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушатьмузыку. В музыкальной игре ребё нок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Публикация «Консультация „Игровая деятельность в работе по музыкальному воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления. В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Оздоровительные:
Укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата;
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
Развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Формирование умственных умений и действий.
Воспитательные :
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
Эстетическое отношение к окружающему;
Развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Развивающие:
Познавательную активность;
Устойчивый интерес к действованию;
Саморегуляцию и самоконтроль;
Внимание, память, мышление;
Ориентировку в пространстве.
Педагогическая направленность музыкальных игр
Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г. С. Тарасова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым - задача взрослых.
Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышление. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре. Ребёнок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей - сверстников. Малоактивность здорового ребёнка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии. Я предлагаю музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением.
Можно выделить три группы музыкальных игр.
• Первая группа- игры на развитие внимания.
• Вторая группа- игры на развитие памяти.
• Третья группа- игры на развитие мышления.
Каждая из групп имеет педагогическую направленность.
Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух.
Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
Игры третей группы содействуют развитию умственных действий- сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.
По форме проведения игры подразделяются на:
—статистические (стоя или сидя);
—игры с движением;
—речедвигательные игры;
—игры- шутки;
—игры- песни;
—артикуляционные игры;
—игры- забавы;
—игры- загадки;
—ритмические игры.
Статистические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Игры с речью развивают вокально- слуховую и двигательно- слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Игры- шутки активируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально- слуховых представлений.
Игры- песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.
Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
Игры- забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
Игры- загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Обучение в игре и развитие происходит постепенно.
Условно можно выделить три этапа.
На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание.
На втором идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.
На третьем- осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.
Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводиться без музыки, а затем с музыкальном сопровождением. Цель этих упражнений- подготовить тело ребёнка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы- сгибатели и мышцы- разгибатели, участвующие в возникновении движения.
Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и чёткому выполнению игровых правил.
Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. С первых музыкальных занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей.
Метроритмическая единица — доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса,- вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.
Дети, с которыми перед игрой проводились данные подготовительные упражнения, показывали положительные результаты через две- три недели.
Динамика у проблемных детей проявлялась в возникновении быстроты реакции, длительности внимания, запоминания и сохранения информации с незначительной её потерей, проявлении отдельных элементов выразительности в голосе и движения.
Игры на развитие внимания
Внимание является необходимым условием любой деятельности : учебной, игровой, познавательной. Внимание- одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.
Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т. к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.
Небо, воздух, земля.
Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Ход игры. Дети двигаются под марш (по выбору педагога) по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо»- поднимают руки вверх, «Воздух»- руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле чёткого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередования с лёгким бегом.
За подснежниками.
Цель. Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематических слух.
Ход игры. Пред игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.
За подснежниками в лес
Мы сейчас пойдём.
Как кукушечку услышим-
Подснежник мы сорвём.
Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни «Я пойду ли, молоденька» дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!»- наклоняются, чтоб сорвать подснежник. Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым- ударом в бубен, треугольник, барабан.
Ветерок.
Цель. Развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать, слуховые, зрительные, тактильные ощущения.
Ход игры. Дети, стоят в кругу, проговаривают текст.
Ветерок к нам прилетел,
Поиграть здесь захотел.
До кого он долетит,
Тот быстрее побежит.
Под музыку Ф. Шуберта «Контраданс» ребёнок- ветерок бежит под музыку по внешнему кругу. На окончание музыки он останавливается и гладит по плечу близко стоящего к нему товарища. Одновременно остальные дети должны называть его имя. Ветерком становиться следующий ребёнок, который продолжает игру. Музыка повторяется неоднократно, чтобы все дети участвовали в игре.
Игры на развитие памяти
Память развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.
Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребёнка- что- то запомнить для того, что- бы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.
Повтори ритм.
Цель. Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.
Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создаёт установку на зрительное и слуховое запоминание.
Глазки, глазки, вы смотрите,
Всё запоминайте.
Ножки, ножки, все за мною
Дружно повторяйте.
Педагог под музыку «Гопака» М. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую- дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.
Заяц с барабаном
Цель. Развивать зрительную и двигательную память.
Ход игры. Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.
Барабан зайчишка взял,
Лапкой звуки издавал.
Он по- разному играл,
Зайчихе- маме подражал.
Взрослый исполняет роль зайчихи- мамы. Под весёлую музыку «Польки» М. Чайкина он показывает порядок движений в соответствии с музыкальными предложениями.
Фотоаппарат
Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания.
Ход игры. Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у стены на стульях, другая- получает задание запомнить порядок сидящих.
Под музыку спокойного характера английской народной песни «Спи, малютка» дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончанию музыки каждый ребёнок второй подгруппы называет на ушко педагогу тех детей, которые пересели. При повторении игры состав подгрупп меняется.
Что изменилось?
Цель. Развивать и активизировать зрительную память.
Оборудование. Стол, игрушки по выбору, колокольчик.
Ход игры. Дети сидят полукругом у стола. Педагог даё т установку на запоминание правила игры:
Чтобы память развивать,
Будем с вами мы играть.
Новое вы назовите,
Что изменилось- покажите!
На звучание ритмической пьесы в умеренном темпе педагог каждый такт ставит на стол в один ряд игрушки. С окончанием музыки в четырёхдольном размере на столе стоит восемь игрушек. Дети закрывают глаза, пока игрушки переставляются местами. По звуковому сигналу колокольчика они открывают глаза и наблюдают, что изменилось в расположении предметов.
Начинать играть следует с перестановки одной игрушки и постепенно увеличивать их количество.
Игры на развитие мышления
В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи- слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни- сенсорный, смысловой, понятийный. Ребёнок живёт в мире самых разных звуков- природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребёнку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Исправь ошибку
Цель. Развивать умение анализировать, учить согласовывать глаголы с существительными.
Оборудование. Фланелеграф, карточки с изображением утки, гуся, петуха, курицы, лошадки, волка, зайца, кота, мишки, ёжика, воробья.
Ход игры. Перед детьми стоит фланелеграф, на котором прикрелены карточки перечисленных героев небылицы (по куплетам). С окончанием песни им предлагается поставить карточки так, чтобы исправить ошибки в содержании.
Заяц крякал: «Кря-кря-кря!»
Волк шипел: «Га-га-га-га!»
Серый кот: «Ку-ка-ре-ку!»
Ничего я не пойму.
Мишка зарычал: «Ко-ко!»
Ё ж зацокал: «Цок-цок-цок!»
Воробей пел: «У-у-у!»
Ничего я не пойму.
По какому предмету стучу?
Цель. Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.
Оборудование. Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.
Ход игры. На столе за ширмой лежат предметы: деревянные палочки, треугольник, стакан с горохом. Даётся установка на восприятие шумовых звуков.
Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различить.
Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения : «Смелый наездник» Р. Шумана, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду».
При повторном слушании музыкальных пьес сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру музыкальных произведений.
Кто как кричит?
Цель. Развивать логическое мышление, ладовый слух, диалогическую реч.
Оборудование. Картинки с изображением телёнка, козлёнка, ослёнка, утёнка, гусёнка, котёнка.
Ход игры. Инсценируется песня «Кто как кричит?». Показывая картинки, педагог задаёт детям вопрос по устойчивым звукам мажорного лада, останавливаясь на 5- ступени- доминанте. Дети пропевают ответ по звукам нисходящего звукоряда.
Му-Му! Кто кричит? Маленький телёнок.
Ме- Ме! Кто кричит? Маленький козлёнок.
И- а! Кто кричит? Маленький ослёнок.
Кря- Кря! Кто кричит? Маленький утёнок.
Га- га! Кто кричит? Маленький гусёнок.
Мяу- мяу! Кто кричит? Маленький котёнок.
В дальнейшей работе над песней дети распределяются по ролям: первый ребёнок- пропевает звукоподражания, второй – задаёт вопросы, третий- отвечает.
С кем дружит зайчонок
Цель. Формировать у детей слуховые ощущения фразы, её начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры.
Оборудование. Игрушка- зайчонок.
Ход игры. Дети стоят в кругу лицом друг к другу. Педагог держит зайчёнка в руках и со словами идёт по кругу с внешней стороны.
Зайка- верный, добрый друг,
К нам пришёл играть он в круг.
С кем он дружит, назовите,
Никого не пропустите.
В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого- ни будь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные дети хором называют его имя (например, «с Сашей»). На второе предложение по кругу с игрушкой идёт «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.