Светлана Христенко
Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Составитель: музыкальный руководитель
Христенко Светлана Сергеевна
Введение
Публикация «Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.
Во многих семьях игры не актуальны, их место заняли диски с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей, компьютерные игры. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, творят.
Прогрессивные тенденции современной детской психологии и педагогики, определяющие продуктивную деятельность как условие развития креативности личности, как движущую силу формирования психической готовности к школе выявляют значимость творчества в развитии школьников. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Проблемой детского творчества занимались и занимаются многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, З. Фрейд, В. Глоцер, Т. Г. Казакова, Л. С. Ходонович, Г. А. Никашина и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В. Глоцер, Б. Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в
процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности».
Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.
Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.
Отмечая важность развития музыкальных творческих способностей дошкольников, Л. С. Ходонович основное место отводит музыкальной игре.
Научно-практические исследования показывают, что музыка – благодатная почва для становления и активизации творческих способностей детей. Успешность их проявления зависит от:
-накопления впечатлений в результате восприятия музыкальных произведений, являющихся и образцом для творчества и его источником;
- накопления опыта исполнительства;
- уровня развития творческого воображения и умения им пользоваться.
Большие резервы в деле накопления музыкального опыта и развития творческого воображения и фантазии скрыты в музыкальной деятельности, а именно в музыкальной игре с ее радостной эмоциональностью, образностью, инициативностью и коллективностью действия. Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе музыкальной игры дошкольники вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют танцевальные движения, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт.
Поскольку музыкальная игра рассматривается во всем ее многообразии как средство активизации творческих способностей дошкольников, то их деятельность в процессе игры можно охарактеризовать как музыкально-игровую, содержанием которой являются:
- ценностное отношение детей к миру музыки (накопление опыта восприятия музыкальных произведений с целью осмысления их эмоционально-образного содержания);
- взаимодействие с миром музыки (нахождение способов передачи музыкально-игровых образов, составление танцевальных композиций, нахождение интонаций, вариантов инструментальных импровизаций);
- знания детей о мире музыки (самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком; умения преобразовывать способы решения задач, предлагать свой замысел и воплощать его в музыкально-художественной деятельности).
Актуальность поставленной проблемы обусловила выбор темы работы: «Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».
Объект: педагогическая деятельность, направленная на активизацию творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования – средства развития и становления творческих способностей дошкольников.
Работая по данной теме, я поставила перед собой Цель: Активизировать творческие способности дошкольников посредством системы музыкальных игр в музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
-систематизировать формы и методы своей работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством современных педагогических технологии;
-развивать у дошкольников умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, комбинировать и импровизировать.
- содействовать повышению педагогической культуры родителей воспитанников в музыкально-игровой деятельности.
Методы: теоретические - изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме; изучение и обобщение педагогического опыта по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения практические - наблюдения, беседы, индивидуальная работа, продуктивная деятельность.
В современной концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяется охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми.
Участие ребёнка в разных видах деятельности способствует психическому развитию дошкольника, становлению взаимоотношений с окружающим, что способствует началу общечеловеческого знания, а значит приобщение ребёнка к общепринятым нормам и правилам.
1. Анализ результатов педагогической деятельности
1.1. Музыкальная деятельность как средство развития музыкальных способностей
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.
Также игра является средством усвоения, закрепления и углубления знаний дошкольников. В работах ученых неоднократно подчеркивалось ее развивающее значение на детей данного возраста.
Игры выполняют различные функции в жизни детей: воспитательную, образовательную, обучающую, развивающую, познавательную, коммуникативную, развлекательную, функцию отдыха, организаторскую, ценностно-ориентационную и др.
В игре ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразования, осуществляется всестороннее развитие ребенка.
Некоторые игры направлены на формирование умений и навыков какой-либо деятельности, другие - определенных качеств личности (коммуникативных умений, выдержки, воли, самостоятельности, активности, развитие способностей (общих и специальных).
В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей эмоционального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей.
Музыкальная деятельность дошкольников существенно отличается от музыкальной деятельности взрослых, можно отметить, что она носит несколько условный характер: дети импровизируют музыкальные попевки, занимаются музыкальным творчеством, сочинением музыки. Однако это еще нельзя назвать творчеством в полном смысле этого слова, так как продукт творчества предполагает абсолютную новизну, которой нет в детских импровизациях. То же можно сказать и о детском музыкальном исполнительстве. В дошкольном возрасте присутствует и пение и игра на детских музыкальных инструментах, однако если сравнивать с профессиональным исполнительством, то детское является, лишь его элементами.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми тех способов деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Музыкальные способности так же создаются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности являются слушание-восприятие, пение – исполнительство и детское музыкальное творчество.
Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.
Другим видом музыкальной деятельности является пение - исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.
Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.
1.2 Особенности музыкальных игр
Игра всегда была и остается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Использование игр для развития и обучения дошкольников во всех образовательных областях это неотъемлемая и основная часть образовательного процесса. Широкое использование разнообразных игр в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» позволяет сделать обучение пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах более интересным, доступным и увлекательным для малышей. Музыкальные игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным.
Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие». Таким образом, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.
Музыкальные игры помогают детям знакомиться с творческими возможностями мира, развивают у них чувство ритма, координацию слуха и голоса, музыкальную память, при помощи музыкальной игры дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи: ритм, тембр, динамику, темп, лад, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий и обучающий характер и ориентированы на:
- овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями;
- развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Музыкальный руководитель ориентирует ребенка на вовлечение его в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности. Музыкальные игры способствуют решению важнейших задач педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность. В ходе музыкальных игр ребенок развивает музыкальные способности, приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, приобретает способность эстетического мировосприятия. В данном контексте музыкальную игру можно определить как духовно - практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребенка в познании. Любая музыкальная игра имеет свой побудительный мотив, игровой замысел, игровой материал, правила. Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений – подготовить тело ребенка к воспроизведению действия, разогреть мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели, участвующие в возникновении движения. Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и четкому выполнению игровых правил.
Классификация музыкальных игр представлена в таблице 1.
Таблица 1
Игры под инструментальную музыку Игры с пением Музыкально-дидактические игры Ритмические игры со словами Игры спектакли
Сюжетные, несюжетные, инсценировки Хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением На развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти На развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве Муз-драматические, ритмо-пластичские на основе певческих импровизаций
Существует следующая классификация развивающих музыкальных игр:
Музыкально – дидактические игры. Один из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства. Музыкально - дидактические игры можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, эти игры помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Музыкально – дидактические игры просты и доступны, интересны и привлекательны, становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе таких игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, такие, например, как чувство товарищества и ответственности. Музыкально – дидактические игры носят обучающий характер, при проведении которых, в доступной игровой форме у детей развиваются такие музыкальные способности, как музыкальный слух и память, осваиваются средства музыкальной выразительности.
Музыкально-ритмические игры. Один из наиболее активных видов музыкальной деятельности детей, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей. В ходе таких музыкальных игр дети в наиболее доступной и интересной для них форме усваивают программные требования по развитию музыкально-ритмических движений. Дети учатся двигаться, соблюдая ритмическую структуру музыкального сопровождения, учитывая темп музыки и другие ее выразительные средства для перехода с одного вида движений на другой, подбирают движения, адекватные музыке. Они создают выразительные образы в соответствии с характером музыкального звучания. Движения, органически связанные с музыкой, содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивают чувство ритма, музыкальный слух, память и совершенствуют основные движения.
Хороводные игры. Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Его отличает высокая художественность напевов и поэтических текстов. При этом припевы в хороводах исполняются на простые, доступные каждому ребёнку мелодии. Любовно воспеваются в песнях широкие луга, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая берёзка, цветущая калина. Участвуя в хороводе, в маленьком театрализованном представлении, ребята будто переносятся в мир сказки, перевоплощаются в царевича, царевну, ясного сокола… Хоровод позволяет ребёнку почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира. Хороводные игры – это развлечение, забава, но нередко и соревнование, в котором каждый участник стремится выйти победителем. Оптимистичность, энергия, веселье и полнота ощущения жизни делают хороводы и в наше время нужными, неувядаемо прекрасными. Хороводные игры носят развивающий характер: формируют чувства коллективизма, товарищества, сопереживания; воспитывают любовь к природе, Родине; развивают музыкальную память и слух, чувство ритма.