Татьяна Пьянкова
Игра в экологическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно переоценить вклад игры в развитии ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Публикация «Игра в экологическом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все проходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Усвоение правил поведения в природе, а также нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание происходит лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, а также для экологической эмпатии и рефлексии.
Немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Существуют разные подходы к классификации игр экологической направленностям : (гиперссылка)
по специфическим характеристикам;
по тематическому распределению содержания;
по форме организации и мере регламентации;
по направленности действий.
В качестве примера предлагаю Дидактическую игру под названием «Заботливый хозяин». Игра направлена на закрепление представлений детей о содержании и значении труда; воспитания желания оказывать посильную помощь по уходу за животными.
Описание игры. Ребенку предлагается выбрать игрушечного животного. Рассказать (показать, как нужно за ним ухаживать. Подобрать большее количество действий по уходу за этим животным.
Игра «Дом для вороны» Игра направлена на закрепление названий частей дерева (ствол, листья, ветки, крона).
Описание игры Педагог (а позднее и сами дети) помещает в крону дуба плоскостное изображение гнезда и вороны и предлагает детям прокомментировать действия вороны. Он сажает птицу в гнездо, достает ее из него, сажает на ветку, под дерево и т. д. дети составляют предложения с предлогами. Таким образом, мы можем говорить, что игры экологической тематики способствуют развитию речи у дошкольников.
Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности во многом зависит от грамотного педагогического руководства - включение игры в режимные моменты, связь с трудом детей в природе и обучением на занятиях.
Работа представляет интерес для практических работников детских садов.