Тукан Галина
Игра как средство социализации и развития коммуникативных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». А. С. Макаренко
И Г РА - не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их веселыми, жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Публикация «Игра как средство социализации и развития коммуникативных способностей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и о поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Надо развивать у детей интерес и желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе, делают для ребенка детский сад вторым домом.
Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Они включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении. Основные цели и задачи педагога в развитии коммуникативных способностей детей состоят в том, чтобы:
1) развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы;
2) показать детям, что значит взаимное уважение и признание;
3) развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты;
4) учить проявлять терпение к недостаткам других;
5) учить умению считаться с интересами других;
6) развивать готовность идти навстречу друг другу;
7) формировать навык речевого этикета;
8) учить выражать свое мнение публично.
Наверное, не раз приходилось вам слышать такую фразу - «самая большая опасность современного общества, где материальные ценности преобладают над духовными, заключается в разрушении личности». Все мы хотим одного - оградить наших детей от жестокости, безразличия, агрессии. Как объяснить малышу, что такие качества, как милосердие, великодушие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, свойственные только человеку, делают нас счастливее и добрее?
Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. И наша задача объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра. От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо и осознать ответственность за вклад плохо? Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – это конкретное самовыражение ребенка способ его приспособления к собственному миру. Игра, по моему утверждению, не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей. Игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки.
Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношений детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей.
Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю. Воспитатель должен способствовать формированию дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно, что уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается и в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Добрые отношения к сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Семья» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, как носители человеческих качеств, учат детей быть вежливыми. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил выдержку и взаимопомощь.
В ходе занятий и игр мы включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть Карлсон, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми. Или создаем и вместе решаем проблемные ситуации, такие как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. Прежде всего, важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Наша задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить, как следует договариваться, учитывать желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей.
Играя с детьми, всегда нужно подчеркивать доброжелательное отношение к партнерам независимо от их успехов в игре, воспитывая у детей эмоционально сдержанную реакцию на проигрыш или выигрыш. Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Например; Да, ребята, если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать вину. В этом вам помогут волшебные слова. Какие? (дети отвечают.) “Извини”, “Давай я тебе помогу”, “Давай играть вместе» Всегда следует помнить то, что ребенок - это уникальная личность. Недопустимо сравнивать его с другими детьми, и мы, педагоги, должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. При проведении игры важно то, чтобы дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли, соблюдая все правила игры. Если между двумя детьми возникает конфликт, воспитатель должен найти способ воздействия на обоих, показав меру вины каждого. Например: «Он тебе ответил грубо, но почему так произошло? Конечно, грубить очень плохо, и ты, Коля, очень виноват. А ты, Андрюша, сам подумай, в чем твоя вина, почему Коля так грубо тебе ответил?» А также, например, дети начали играть в комнате с мячом и разрушили чью-то постройку. Они считают виноватым мальчика, который последним бросил мяч. Но так ли это? Ведь играли все. И каждый мог так же поступить. Значит, виноват немножко каждый, потому что все забыли, что играть в мяч в комнате нельзя. Подобные рассуждения помогают детям осознавать свою причастность к случившемуся, не перекладывая всю вину на одного из них. Помочь детям осознать долю своей вины, наладить их взаимоотношения - в этом состоит задача педагога.
Особое внимание должно уделяться детям, которые по причине робости, застенчивости, агрессивности не могут найти себе друзей в группе.
Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям, поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.
Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны поддерживать и направлять детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие ребенка к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Нередко во время игры между детьми возникают небольшие споры, и они обращаются к воспитателю с жалобами. Чтобы правильно отнестись к каждому такому случаю, надо понять причины, побудившие ребенка обратиться с жалобой, понять ее суть.
В жалобе дети часто выражают свое отношение к тем, кто не соблюдает установленные правила игры. Такая жалоба содержит в себе вопрос: ребенок хочет убедиться, правильно ли он запомнил правило, можно ли поступить по-другому. В подобных случаях воспитатель подтверждает необходимость соблюдения введенного правила. Педагог должен объяснить ребенку необходимость выполнения правил игры, не вызывая упрямства и капризов. Таким образом, игры с правилами воспитывают в детях чувства ответственности и дисциплинированности.
Старайтесь замечать не только проступки ребенка, но и отмечать хорошее поведение. Пусть в игре ребенок свободно выражает свои мысли и чувства. Позвольте ему свободно говорить о том, что ему хочется, что нравится, а что не очень. Позвольте иногда выплеснуть свой гнев. Это крайне важно, так как в основном застенчивые люди не умеют правильно себя вести во время приступов гнева. Не позволяйте ребенку накапливать эмоции внутри себя, пусть он учится отстаивать свои права. Научите его выражать свои чувства напрямую в игре, например: «Мне грустно» или «Мне хорошо» и т. д. А также для этого в каждой группе есть уголок эмоций.
Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.
Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается. Умелое использование воспитателем музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, знакомит с искусством. Коллективное исполнение песен, танцев, создает эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.
Кроме игр и занятий детей может сплотить и трудовая деятельность вместе с взрослыми. Изо дня в день воспитатель учит детей совместной деятельности, вызывая у них радость от самого процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно работали!»
Детский сад - вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой.
У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдение за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Поэтому, чаще всего в своих играх дети моделируют поведение взрослых, которые их окружают в детском саду и являются для них примерами для подражания. Но, также, для большинства детей семья является главным источником живых примеров. Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их поведение, и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его воспроизводят.
Нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, то есть, нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми. Главная роль в развитии нравственности у ребенка всё же принадлежит родителям, отсюда необходимость сотрудничества с ними.
Всегда нужно учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт.
Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.
С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению и, когда наблюдаешь, как девочка укачивает куклу, прижав ее к себе, или как маленькие пальчики кропотливо помогают клеить зачитанную до дыр книжку, понимаешь, что доброта спасет мир!
Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях.
В заключении хотелось бы отметить, что, по моему мнению, именно игра является главным средством социализации и развития коммуникативных способностей у малышей. Игра является для них средством коммуникации. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя удобнее. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных ситуациях, и адаптируются к окружающему миру и жизни в социуме.