Ирина Павликова
Игра с куклой как условие социально-личностной адаптации девочек с ТМНР в семейно-воспитательной группе
Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учеба, труд и серьезная форма воспитания.
Крупская Н. К.
Игра употребляется в значении развлечения и занимает важное место в жизни ребенка, это его жизнь, его мир и является неотъемлемой частью каждого ребенка, что оказывает на него развивающее воздействие. Каждому ребенку необходимо предоставлять как можно больше возможностей для изучения и исследования окружающего мира. Чем больше предметов мы даем ребенку изучить, тем больше вероятность, что он найдет для себя интересное. Разнообразные игрушки дают возможность сравнивать, обобщать, узнавать больше. Игра представляет собой осмысленную деятельность и выражает определенное отношение личности к окружающей действительности. Это связано с тем, что в игре ребенок испытывает подлинные чувства. Поскольку игра имеет социальный характер, то ее сюжет меняется с изменением исторических условий жизни.
Публикация «Игра с куклой как условие социально-личностной адаптации девочек с Тмнр в семейно-воспитательной группе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
В наше время трудно найти специалиста в области детской психологии, который не касался бы проблемы игры. Игровая деятельность широко используется в практических целях - это «игровая терапия» применяющаяся для коррекции различных отношений в поведении детей, для лечения психических заболеваний.
Я же хочу коснуться игровой деятельности детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития). Система обучения игре таких детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с ТМНР. Чтобы учиться и развиваться детям, необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, поэтому они не могут без нашей помощи.
Процесс обучения игре обеспечивает формирование определенных игровых умений и навыков, активизацию, психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Поэтому главными задачами являются коррекционно-развивающие и воспитательные, что необходимо учитывать, оценивая результативность проводимой работы. Обучение игре детей строится на основе знания индивидуальных особенностей и возможностей развития каждого ребенка.
Я хочу рассказать о своей работе с воспитанницей Алиной. Когда я пришла в ДДИ, Алине было 10 лет, и она все свое время проводила лежа в кровати, выходя лишь для приема пищи. Сначала мы учились методом «рука в руке» брать игрушку в руку, удерживать ее, отдавать, ощупывать и т. д. Все манипуляции выполняли с многоразовыми повторениями. Играли в игры : «Я пеку, пеку, пеку», «Ладушки, ладушки», «Сорока - белобока». Знакомились с куклой Машей, учились брать ее в руки, прижимать к себе, качать (убаюкивать, класть в кроватку, вынимать из нее, укрывать, качать куклу в кроватке и на ручках, одевали – раздевали по возможности отдельные предметы, расчесывали куклу Дашу. Все производимые действия с куклой ребенок применял и к себе. Во время игры Алина знакомилась с названиями предметов, действиями выполняемыми ими и т. д. Я много раз предлагала Алине покатать коляску с куклой, но она всегда отталкивала ее от себя, но с удовольствием катала коляски с девочками из группы. Но однажды, Алина самостоятельно подошла к коляске и стала катать ее по группе – это были наши самые счастливые моменты. За пять лет нашей работы Алина многое узнала, и многому научилась и все - это способствовало ее развитию. Я считаю, что систематические занятия и любовь помогли девушке раскрыться в полной мере.