Эльмира Гамидова
Игра на свирели как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Я музыкальный руководитель МОУ Детского сада № 180 Советского района Волгограда. Мне очень нравилось ходить в детский сад! Особенно я любила музыкальные занятия, праздники, и, конечно же, нашего музыкального руководителя, которая мне казалась доброй волшебницей. Да, это был самый удивительный мир – мир детства. И я не захотела с ним расставаться, поэтому в пять лет решила, буду такой же доброй феей, которая музыкой будет творить Добро. И вот я работаю музыкальным руководителем, и всегда благодарю свою судьбу за то, что я осталась верна своей мечте, что ежедневно общаюсь с самыми замечательными жителями планеты-моими воспитанниками! Я точно знаю, что музыка спасёт мир, потому что это великое достижение человечества, которое делает сердечко ребёнка добрым и искренним!
Публикация «Игра на свирели как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В Древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Формировать музыкальные способности можно в разных видах музыкальной деятельности.
В своей работе использую инновационные методики и технологии. Овладеваю и нахожусь в постоянном поиске. Здоровьесберегающим технологиям я отвожу большое внимание в организации музыкальной деятельности детей. Это и создание системы работы по фольклоротерапии, в котором средствами занятий фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность.
Восемь лет назад я попала на удивительный семинар по обучению игре на свирели по методике Э. Смеловой, который оставил большое желание самой освоить игру на этом волшебном инструменте и обучить своих воспитанников.
Так как я работаю с детьми группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи, то обучать решила именно этих детей. В кружок «Играй, свирель!» сроком обучения на два года я отобрала детей старшей группы (возраст 5-6 лет, так как обучение игре на свирели рекомендуют начинать именно с этого возраста. Занятия провожу 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Как правило, у детей с нарушением речи отмечаются :
• общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. Занятия над мелкой моторикой способствуют не только коррекции речи, но так же и развитию высших, корковых функций (памяти, внимания, пространственного восприятия, воображения, наблюдательности). Игра на свирели помогает справиться с этим недостатком, т. к. сама природа игры на свирели способствует развитию техники пальцев.
• несовершенно чувство ритма. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Упражнения на развитие чувства ритма играют безусловно положительную роль по становлению речи ребенка.
• не развит звуковысотный слух. Во время игры на свирели связки находятся в рабочем состоянии, и ребенок слышит то, что воспроизводит, что улучшает качество звуковысотного слуха.
На первом занятии я показала детям свирельку, рассказала небольшой рассказ о происхождении и предложила посмотреть видео, где маленькая девочка извлекала чудесные волшебные звуки при помощи этого инструмента. Дети с удовольствием слушали мягкий, теплый, бархатистый тембр свирели. Показав приёмы обращения со свирелью и предложив детям извлечь один звук, дети очень обрадовались и появилось желание играть…
Игра на свирели предполагает хорошее физиологическое дыхание. Работа со свирелью, как и пение способствует вентиляции легких. Под воздействием игры на духовом инструменте облегчается отхождение мокроты, происходят позитивные изменения в структуре дыхания больных, сокращается восстановительный период после пневмонии, облегчается страдания больных астмой.
Наиболее целесообразным для игры на свирели является грудобрюшное и брюшное дыхание. Задержка дыхания необходима для дальнейшего звукоизвлечения.
Выдох происходит за счет работы мышц брюшного пресса и мышц, опускающих ребра. Выдох должен быть спокойным, без толчков, но достаточно активным для создания ощущения опоры. Детям необходимо объяснить, что для игры на свирели вдох нужно делать более глубоким по сравнению с обычным дыханием. Плечи не должны подниматься, Надо набрать столько воздуха, чтобы хватило на исполнение всей музыкальной фразы.
При обучении детей правильному дыханию использую дыхательные упражнения без звука и дыхательные упражнения со звуком. Вот некоторые примеры:
1. «Вдох и выдох». Дети кладут ладошки на живот. Педагог поднимает руку вверх и говорит: «Вдох». Дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «Выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы.
2. «Мороз». Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух, как будто стараются согреть руки.
3. «Цветочек». Дети берут в руку искусственный цветок, делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе произносят: «Ах, как вкусно пахнет».
4. Произнесение на одном дыхании скороговорок. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Шла кукушка по мосту»
Путем планомерных тренировок, объем дыхания значительно увеличивается.
Конечно же, в обучении игре на свирели необходимо использовать пальчиковые игры, например: «Мальчик с пальчик» :
-Мальчик с пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил!
С этим братцем щи варил!
С этим братцем кашу ел!
С этим братцем песни пел!
Хочется отметить, что в результате освоения игры на свирели дети стали активнее, улучшилась моторика рук, стали чисто интонировать и выразительно петь и играть на свирели. Они стали ощущать себя музыкантами, не зная музыкальной грамоты.
Мои малышки брали свирельки домой и повторяли дома весь пройденный за все годы курс, что дало отличные результаты. Почти все мои музыканты поступили в школу искусств и продолжают осваивать игру на музыкальных инструментах.
Мои воспитанники не только обучаются играть на свирели, но и являются призёрами и Победителями конкурсов разного уровня,
Детям, не посещающим кружок «Играй, свирель!» всегда очень нравилось присутствовать на занятиях, участвовать в играх, предлагаемых на занятии, а также быть просто слушателями.
И вот на предложение аккомпанировать нашему ансамблю «Играй, свирель!» дети с удовольствием откликнулись.
В марте этого года мы провели внутрисадовский конкурс шумовых оркестров «Весёлые звуки». В нём приняли участие дети всех групп от 4 до 7 лет. Открывал конкурс инструментальный ансамбль «Играй, свирель!», а аккомпанировали им дети на шумовых ударных инструментах. Они стали Победителями конкурса.