Лучший педагог года

Игра, как важнейшее средство развития речи детей дошкольного возраста

Наталья Новичихина
Игра, как важнейшее средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Публикация «Игра, как важнейшее средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.

Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее).

После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную, пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Дошкольный возраст — особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период малыш получает необходимую ему информацию в основной деятельности — в игре. Игра вводит его в необыкновенный и многообразный мир вещей и предметов, где он знакомится с их свойствами и качествами. В игровой деятельности происходит общение ребёнка с окружающими людьми, которое способствует формированию его речи. Само содержание игр и игровых упражнений позволит привлечь малыша к совместной речевой деятельности, в которой он будет выступать в роли помощника, взрослый — в роли нуждающегося в этой помощи и направляющего ребёнка на решение созданных им проблемных ситуаций. Развитие речевых способностей малыша целесообразно проводить в обстановке естественного общения партнё ров по игре: взрослого и ребёнка, не обязательно сообщать ему о том, что с ним будут заниматься.

При организации игровой деятельности с детьми 6-летнего возраста можно использовать речевые игры без опоры на наглядность, так как в данном возрасте у ребёнка формируется словесно-логическое мышление и появляются предпосылки учебной деятельности. Однако полностью исключать наглядность при проведении речевых игр не следует.

Для каждого возрастного этапа существуют разные по содержанию речевые игры

Предлагаю игры и игровые упражнения, направленные на развитие связной речи :

«Назови игрушку»

Цель игры: формировать у ребёнка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Материал: игрушки: зайчик, котик, лиса, белочка (или другие игрушки, главное обратить внимание ребёнка на характерные признаки и действия рассматриваемого предмета).

Ход игры: покажите ребёнку 3—4 игрушки, предложите ему назвать их. «Это. (заяц, лиса, утёнок)». Расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она белая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично опишите другие игрушки, а ребёнок назовёт их.

«Моя кукла»

Цель игры: учить ребёнка называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Материал: кукла.

Ход игры: расскажите ребёнку, что куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем, какая она красивая. Предложите ребё нку ответить на вопросы:

— Кто это? (Кукла.)

— Какая она? (Нарядная, красивая.)

— Как её зовут? (Света.)

— Что Света умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.)

Вместе с ребёнком расскажите про Свету. Начните, а он пусть дополняет: «Наша Света. (самая красивая). У неё. (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». После того как ребёнок расскажет о кукле, похвалите его от её имени.

«Назови, одним словом»

Цель игры: закрепить представления ребёнка об обобщающих словах.

Материал: картинки с изображением предметов мебели, игрушек, посуды, одежды.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинки и назвать предметы, изображённые на них. Затем попросите его найти слово, которое объединяло бы такие предметы, как мяч, кукла, мишка, машинка — (игрушки). После того как ребёнок справится с этим заданием, предложите ему выбрать картинки и объединить их одним словом, например, тарелка, чашка, кастрюля — это … посуда и т. д.

«Последовательность событий»

Цель игры: учить ребёнка выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Материал: 4 набора по две картинки с последовательным выполнением действий ( например: девочка моет куклу и вытирает её, мальчик спит и мальчик одевается, мальчик лепит ком и картинка, на которой мальчик слепил снеговика).

Ход игры: предложите ребёнку вначале две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит и мальчик одевается). Попросите ребёнка назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть чётко видны начало и конец действия.

«Добавь слово»

Цель игры: учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.

Ход игры: предложите ребёнку придумать окончание к предложению.

— Оля поела и. (пошла гулять).

— Коля умылся и. (сел кушать).

— Оля замёрзла и. (пошла домой).

— Дети играли. (с зайчиком).

— Зайчик испугался. и (побежал, спрятался)

— Девочка обиделась и. (ушла, заплакала).

Незавершённость предложений подсказывайте ребенку интонацией.

Уровень развития речи ребёнка, несомненно, говорит о его развитии. Чтобы речь ребенка была правильной и богатой, нужно попутно развивать логику, память и мышление, разговаривать с ребенком, читать книги, а также использовать игры на развитие связной речи.

«Разговариваем по телефону»

Поскольку ребёнок, разговаривая по телефону, не может собеседнику ничего показать жестом, увидеть его, это способствует развитию устной речи. Договоритесь предварительно с собеседником о том, какие слова знает хорошо малыш, на какие вопросы сможет ответить. Пусть сначала ребёнок отвечает коротко «да» или «нет». Постепенно начинайте задавать более сложные вопросы. Сделайте каждодневный разговор с бабушкой, дедушкой, тетей ритуалом.

Что бывает…. Какое бывает…

Описывайте с ребенком свойства знакомых предметов. Например, начните фразу «Мягкой может быть подушка, а ещё хлеб, а что ещё может быть мягким…». Пусть малыш придумает свой вариант. Если не получится, закончите фразу сами. И попробуйте предложить другой вариант прилагательного. Ещё один вариант: «Мячик может быть большим и маленьким, красным или синим, резиновым или пластмассовым».

Предложите поговорить о других живых существах или предметах. Спросите, а может мяч быть одновременно большим и маленьким, или красным и синим. В такую игру можно играть по дороге в детский сад или сидя где-нибудь в очереди. Попросите ребенка задать вам задание, а вы умышленно допускайте ошибки. Так вы сможете проверить малыша на внимательность.

Что сначала, что потом.

С помощью игр с карточками, книг, познакомьте ребёнка со словами «сначала» и «потом». Когда он станет понимать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы: сначала наливают компот, потом пьют, сначала одевают кофту, потом куртку и т. д. Дальше начните запутывать ребёнка, пусть он ищет ваши ошибки в речи. Сначала морковку кладут в суп, потом моют и чистят и др. Меняйтесь с малышом местами, он начинает фразу – вы заканчиваете.

Что будет, если…

Вопрос задаёте вы – малыш отвечает. «Что будет, если мяч упадёт в лужу?» Потом пусть он задаст вам подобный вопрос.

Угадай, кто это? Взрослый называет прилагательные, относящиеся к определённому животному, а ребёнок должен угадать. Злой, серый, голодный, зубастый. (волк) Коротконогий, трудолюбивый, колючий, маленький. (ёж)

Один – много… Начните задание сами, и замолчите, когда нужен будет ответ от ребёнка. «Стул – стулья, кастрюля – кастрюли, собака – собаки, дочь –, слон – …». Сначала не сбивайте ребёнка. Когда у него начнёт хорошо получаться, увеличивайте темп.

Для детей, которые хорошо знают порядковый счёт, можно сыграть так: «Один дом, два дома, три дома и т. д.». Потом попробуйте обратно: «Десять домов, девять домов….». Тематика для слов может быть разнообразна.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра, как важнейшее средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 23:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра, как важнейшее средство развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Новичихина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД