ольга Кузьмина
Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Кузьмина О. И.
Воспитатель МДОУ Тереньгульский детский сад «Солнышко»
Аннотация. В статье рассмотрены особенности социально-коммуникативного развития дошкольного возраста в игре. Раскрыто понятие социально-коммуникативного развития с учетом проанализированной научно-методической литературы и нормативной документации, которое понимается как вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности. Показано, что значительное влияние на социально-коммуникативную компетентность ребенка оказывает игра с ее специфической структурой реализации.
Публикация «Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, коммуникация, игра, игровая деятельность, дети дошкольного возраста.
Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, ведь именно этот возрастной период характеризуется интенсивным развитием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.
Одним из важных принципов ФГОС является поддержка разнообразия детства, а не его унификация, т. е. в ДОУ должны быть созданы такие условия развития детей, в которых будут учтены все возможности и особенности не только психического и физического развития, но и социальное окружение ребенка, его национальные, культурные и религиозные привязанности.
Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области.
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время препровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский)
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей
образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях.
Маленький ребенок по природе своей любознателен и общителен. Весь окружающий мир интересует, и привлекает его внимание. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения. Особенно явно эта проблема прослеживается в современном мире, где дети уже с самых ранних лет предпочитает общению с родителями и сверстниками, компьютерные игры, или просмотр телевизора. Чем же это опасно? Ведь родителям, подчас, так удобно такое времяпрепровождение своего чада. Если не развивать коммуникационные навыки ребенка, то в конечном итоге это приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации. В конечном итоге, когда ребенок приходит в первый класс, он не умеет общаться со сверстниками, они кажутся ему чужими, ребенок не знает о чем говорить и как играть, становится замкнутым. Часто вступает в конфликты и проявляет агрессию. Дети, родители одноклассников, а подчас и учителя считают такого ребенка не воспитанным. На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.
Подобные ситуации несут вред детской психики, развитию самооценки ребенка, и как следствие его неудачам и во взрослой жизни.
Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?
Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.
Взрослые должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивает эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном детстве, возрасте интенсивного развития чувств и отношений.
Успешное решение данных задач позволит надеется на то, что завершая первый этап обучения- детский сад, цель будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.
Так как же помочь ребенку в развитии социально-коммуникативных качеств? Ответ прост- Играть! Игра, это основной и самый любимый вид деятельности наших дошколят, именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка
Предлагаем подборку дидактических игр для старшего дошкольного возраста.
Игра «Эмоция»
Цель: развитие умения говорить о своих эмоциях, понимать эмоции других.
Ход игры: Попросите ребенка нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.
Игра «Ситуации»,
Цель: учить понимать мотивы поступков других людей, развивать умение различать правильные и неправильные поступки.
Ход игры: взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например: тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в детский сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.
Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?
Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст : любой.
Количество играющих : 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Игра «Тропинка»
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст : 6-7 лет.
Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;
«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;
«Копна» — дети поднимают руки над головой;
«Кочки!» — все приседают.
Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?
Игра «Небоскреб»
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст : 6-7 лет.
Количество играющих : 5-6 человек.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Игра «Дракон»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Наша копилка постоянно пополняется играми, направленными на всестороннее развитие : это и схемы составления простых предложений, и красочные схемы-алгоритмы составления описательных рассказов, дидактические пособия: «Что сначала, что потом», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Что где находится», «Вокруг да около» .
Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.
Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения.
К приё му выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.
Таким образом, социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества, а игровая деятельность не только является средством всестороннего развития ребёнка, но и активно влияет на его социализацию, являющейся важным условием гармоничного развития детей.
Список литературы
1. Алешина Н. В., «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». ЦГЛ,2004.
2. Войди в мир игры: формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. А. Гора, Н. Ю. Майданкина, Л. В. Мартышкина [и др. ] под ред. Н. Ю. Майданкиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : ИНМОЗАИКА СТЕЗ, 2014.
4. Тихонова, А. Ю., Кобелева, И. В. Луч добра: формирование социальных навыков, социальных умений у детей старшего дошкольного возраста[Текст] : Программа и методические рекомендации по ее реализации. - Ульяновск, ИПКПРО, 2002.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.)