Наталья Шлюндина
Игра как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей дошкольного возраста важное значение имеет экологическое воспитание. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности, это является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст.
Публикация «Игра как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой» размещена в разделах
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности –это элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, в быту.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую мы рассматриваем как важное средство, формирования экологической направленности личности ребенка. Игра-это ведущая деятельность дошкольного периода, и под ее влиянием формируется личность ребенка. В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомления дошкольников с природой?
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие педагоги – А. С. Макаренко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста исследователей на проблему разработки и широкого применения в процессе обучения дидактических игр, цель которых – обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений.
В игре, более чем в каком-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.
С помощью игры решаются различные учебные задачи:
• совершенствование нравственно-экологического воспитания;
• формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру;
• формирование осознания себя как активного субъекта окружающего мира;
• формирование потребности заботиться об экологической чистоте окружающего мира;
• формирование навыков умственной деятельности детей;
• умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.
Также игра может быть формой
• организации обучения;
• методом закрепления знаний;
• средством воспитания нравственно-волевых качеств;
• коллективистских качеств.
Главная задача обучения детей, по средствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Поэтому основными задачами по работе в данном направлении являются:
1. Создать требуемые условия для организации экологических игр, оборудовать педагогический процесс необходимым игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
2. Развивать содержание детских игр, расширять представление о разнообразии окружающего мира. Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие игровому периоду. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, развитию активности в процессе игры.
3. В процессе игр создавать активное речевое общение, расширять словарный запас, воспитывать заботливое отношение к окружающей среде. Обеспечить квалификационное педагогическое управление игрой. Разработать систему диагностики игровой и познавательной деятельности.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры.
Дидактические игры- это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
В ходе игры развиваются наблюдательность, любознательность, фантазия. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена, камни и т. д., картинки с изображением растений и животных. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно – печатные и словесные. При использовании дидактических игр, как метода воспитания бережного отношения к природе, решаются следующие задачи:
- Формирование экологических представлений о мире животных;
- Формирование экологических представлений о растениях;
- Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.
В своей работе я использую такие дидактические игры: «Когда это бывает?», «Птичий базар», «Ребятам о зверятах», «Кто спрятался в лесу», «Чудесный мешочек», «Фрукты и овощи», «Четвертый лишний», «Почемучка», «Воздух, земля, вода» (с мячом, «Назови перелетных птиц», «Путешествие капельки по временам года», «Птицы», «Живая и неживая природа», «Кто как устроен» и много других; словесные: «Где были мы не скажем, а что делали, покажем», лото- «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Домашние животные», «Лесные звери», «Парочки», «Зеленый друг». Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми : «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности Родители стали принимать более активную позицию в создании развивающей предметно- пространственной среды. Понимая значимость игр, с большим удовольствием помогают в изготовлении игр экологического характера :«Волшебный цветок», «Что нельзя делать в лесу», «Кто быстрее сварит кашку»
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал, экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок, животных к условиям данной среды, последовательной смены сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
Таким образом, огромная роль в воспитании бережного отношения к природе у старшего дошкольника принадлежит педагогу, его методическому мастерству. Педагогу при организации экологического праздника необходимо, опираясь на специфику формы, целенаправленно формировать у детей оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном, умение определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.
Литература:
1 Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под. ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой— 4-е изд., перераб, - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017, с. 66-67
ВераксаН. Е., Галимов О. Р.
2 «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
(4-7лет)»/ФГОС (Мозаика-синтез,2016г
3 Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением(6-7 лет) Подготовительная к школе группа»/ФГОС (Мозаика-синтез,2017г
4 О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Подготовительная к школе группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2016
5 Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск,1976
6 Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М. ,1995-267с
7 К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет» М. М. Мозайка-Синтез 2016г