Наталья Шлюндина
Игра как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей дошкольного возраста важное значение имеет экологическое воспитание. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности, это является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности –это элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, в быту.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую мы рассматриваем как важное средство, формирования экологической направленности личности ребенка. Игра-это ведущая деятельность дошкольного периода, и под ее влиянием формируется личность ребенка. В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомления дошкольников с природой?
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие педагоги – А. С. Макаренко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста исследователей на проблему разработки и широкого применения в процессе обучения дидактических игр, цель которых – обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений.
В игре, более чем в каком-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.
С помощью игры решаются различные учебные задачи:
• совершенствование нравственно-экологического воспитания;
• формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру;
• формирование осознания себя как активного субъекта окружающего мира;
• формирование потребности заботиться об экологической чистоте окружающего мира;
• формирование навыков умственной деятельности детей;
• умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.
Также игра может быть формой
• организации обучения;
• методом закрепления знаний;
• средством воспитания нравственно-волевых качеств;
• коллективистских качеств.
Главная задача обучения детей, по средствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Поэтому основными задачами по работе в данном направлении являются:
1. Создать требуемые условия для организации экологических игр, оборудовать педагогический процесс необходимым игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
2. Развивать содержание детских игр, расширять представление о разнообразии окружающего мира. Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие игровому периоду. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, развитию активности в процессе игры.
3. В процессе игр создавать активное речевое общение, расширять словарный запас, воспитывать заботливое отношение к окружающей среде. Обеспечить квалификационное педагогическое управление игрой. Разработать систему диагностики игровой и познавательной деятельности.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры.
Дидактические игры- это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
В ходе игры развиваются наблюдательность, любознательность, фантазия. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена, камни и т. д., картинки с изображением растений и животных. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно – печатные и словесные. При использовании дидактических игр, как метода воспитания бережного отношения к природе, решаются следующие задачи:
- Формирование экологических представлений о мире животных;
- Формирование экологических представлений о растениях;
- Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.
В своей работе я использую такие дидактические игры: «Когда это бывает?», «Птичий базар», «Ребятам о зверятах», «Кто спрятался в лесу», «Чудесный мешочек», «Фрукты и овощи», «Четвертый лишний», «Почемучка», «Воздух, земля, вода» (с мячом, «Назови перелетных птиц», «Путешествие капельки по временам года», «Птицы», «Живая и неживая природа», «Кто как устроен» и много других; словесные: «Где были мы не скажем, а что делали, покажем», лото- «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Домашние животные», «Лесные звери», «Парочки», «Зеленый друг». Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми : «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности Родители стали принимать более активную позицию в создании развивающей предметно- пространственной среды. Понимая значимость игр, с большим удовольствием помогают в изготовлении игр экологического характера :«Волшебный цветок», «Что нельзя делать в лесу», «Кто быстрее сварит кашку»
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал, экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок, животных к условиям данной среды, последовательной смены сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
Таким образом, огромная роль в воспитании бережного отношения к природе у старшего дошкольника принадлежит педагогу, его методическому мастерству. Педагогу при организации экологического праздника необходимо, опираясь на специфику формы, целенаправленно формировать у детей оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном, умение определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.
Литература:
1 Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под. ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой— 4-е изд., перераб, - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017, с. 66-67
ВераксаН. Е., Галимов О. Р.
2 «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
(4-7лет)»/ФГОС (Мозаика-синтез,2016г
3 Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением(6-7 лет) Подготовительная к школе группа»/ФГОС (Мозаика-синтез,2017г
4 О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Подготовительная к школе группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2016
5 Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск,1976
6 Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М. ,1995-267с
7 К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет» М. М. Мозайка-Синтез 2016г