Лазарева Ирина Валентиновна
Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 8 «Солнышко»
«Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»
Мастер-класс
Подготовили и провели
воспитатели младшей разновозрастной группы
Лазарева Ирина Валентиновна,
Корчагина Елена Владимировна
п. Славянское
2017 год
Публикация «Мастер-класс „Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессионального мастерства участников мастер-класса в воспитании экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи: Сформировать у участников мастер-класса мотивацию для использования представляемого опыта работы в своей практической деятельности.
Познакомить с опытом работы по воспитанию экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста.
Показать участникам мастер-класса средства и основные способы осуществления представляемой деятельности путём непосредственного контактного обучения и практических упражнений.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологического воспитания.
Мастер-класс проводится для педагогов ДОУ.
Количество часов – 25 минут.
Периодичность: 1 день.
Конечный результат: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в экологическом воспитании дошкольников, а именно овладение знаниями, посредством игр и путём непосредственного контактного обучения и практических упражнений.
Оборудование: телевизор, ноутбук.
Ход мастер–класса
1. Вводная часть.
Добрый день, уважаемые гости, участники мастер-класса! Приветствуют вас воспитатели младшей разновозрастной группы «Солнечные зайчики». Чтобы вы почувствовали себя как дома, мы поздороваемся с вами так же, как мы ежедневно здороваемся со своими малышами.
Музыкальная игра «Здравствуйте, ладошки»
Здравствуйте, ладошки – хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки – топ-топ-топ,
Здравствуйте, щёчки – плюх-плюх-плюх,
Пухленькие щёчки – плюх-плюх-плюх,
Здравствуйте, губки – чмок-чмок-чмок,
Здравствуйте, зубки – щёлк-щёлк-щёлк,
Здравствуй, мой носик – пип-пип-пип,
Здравствуйте, малышки – всем привет!
2. Основная часть.
Слайд № 1
Тема нашего мастер-класса «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста».
По ФГОС ранним считается возраст от 1 года до 3 лет. В нашем детском саду созданы условия для детей от 1,5 до 3 лет.
Слайд № 2
Начать свое выступление я хочу со слов:
«Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы» - сказал Иоганн Генрих Песталоцци (12.01.1746 — 17.02.1827) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.
Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность.
Как вы думаете, насколько актуален этот вопрос в наше время и почему?
Слайд № 3
Актуальность: На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла.
Слайд № 4
Главной целью воспитания экологической культуры у детей раннего возраста стало формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Слайд № 5
Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы – образовательные области, которые представляют собой «определённые направления развития и образования детей»:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Слайд № 6
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
1 раздел: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание».
Задачи: Формировать у детей опыт поведения по отношению к животным, растениям. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений, поощрять умение пожалеть, посочувствовать.
Слайд № 7
В нашем ДОУ проводилась акция «Поможем животным вместе», в которой приняли активное участие семьи наших ребят.
Слайд № 8
Сотрудники детского сада сделали фотоотчёт о посещении приюта для животных «Тимвилль» в п. Марксово Полесского района.
Слайд № 9
Проблемная ситуация «Бездомному всегда плохо».
Слайд № 10
Большая работа по экологическому воспитанию проводится во время НОД, режимных моментов, прогулок.
Непрерывная образовательная деятельность «Поможем аистёнку Гоше».
Слайд № 11
2 Раздел: «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» (Наблюдение за работой дворника).
Задачи: Поощрять интерес детей к деятельности взрослых, природе. Обращать внимание на то, как и что делает взрослый.
Слайд № 12
Весной текущего года в нашей группе был проведен экологический проект «Огород на окне». Дети наблюдали процесс роста растений, приобретали навыки ухода за ними.
Слайд № 13
Регулярно проводятся экскурсии и наблюдения за объектами живой природы. Свои знания и умения дети используют в игровой деятельности.
Слайд № 14
Закрепление знаний в дидактической игре «Овощи и фрукты».
Слайд № 15
3 раздел «Формирование основ безопасности».
Задачи: Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе. Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно».
Игровая образовательная ситуация «Мы идем в зоопарк».
Слайд№ 16
4 раздел: «Ребенок в семье и обществе».
Первый социальный опыт общения с домашними животными.
Слайд № 17
Образовательная область «Познавательное развитие».
1 раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».
Задачи: Знакомить детей с обобщенными способами исследования объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Слайд № 18
Для реализации этих задач активно используем дидактические игры - для формирования знаний о цвете, форме, величине, мелкой моторики.
Слайд № 19
Игровая ситуация «На приёме у врача».
Слайд № 20
Экспериментальная деятельность. Игры с водой и песком.
Слайд № 21
2 раздел: «Ознакомление с миром природы».
Задачи: Знакомить детей с природой и природными явлениями. Формировать первичные представления о природном многообразии. Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Наблюдение за «сезонным деревом».
Дидактическая игра «Осенние листочки».
Слайд № 22
Подвижная игра «Воробьи, синички – весёлые птички».
Кормление птиц на участке.
Слайд № 23
С помощью настольно-печатных игр «Животные и их детеныши», «Найди пару» изучали домашних и диких животных, их детёнышей.
Слайд № 24
Формирование первичных представлений о многообразии природного мира.
Совместно с родителями была организована поездка в музей Мирового океана, где ребята узнали много нового и интересного, познакомились с разнообразием подводного мира.
Малоподвижная игра «Солнечные зайчики».
Зайчик солнечный не спал,
Он всё прыгал и скакал.
И по стенкам, и по полу,
И по Оле, и по Коле,
По подушкам, по игрушкам,
И по глазкам, и по ушкам.
А потом залёг на полке,
Так как солнышко зашло.
За большую тучку ловко,
Тихо спряталось оно.
Игра «Разбудим солнышко».
Слайд №25
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
Слайд № 26
Рисование «Травка».
Дети рисуют травку для животных. Они сами выбирают животных, которых пасут на своей травке. А животные, в свою очередь с удовольствием поедают их травку.
Лепка «Покормим курочку».
Курочка ждёт зёрнышки, которые дети «рассыпают» по лужайке.
Слайд № 27
Игра на музыкальных инструментах.
Играя на музыкальных инструментах, дети учатся извлекать звуки из предметов. Это преобразуется в любовь к природе и любовь к «музыке» природы, потому, что природа разговаривает с нами другим языком: шумит листва, журчит ручей, завывает ветер и т. д. Это предпосылки экологического воспитания
Театр «Теремок».
Летом прошлого года дети играли в театр. Они показывали спектакль «Теремок». Выступали артисты, на лавках сидели зрители, артисты выходили на поклон.
Слайд № 28
Танец «Листики кленовые».
Дети младшего возраста очень любят музыку, танцевать.
Слайд № 29
Театральный фестиваль «Папа, мама, я – театральная семья».
В прошлом году в нашем детском саду с успехом прошёл театральный фестиваль, который длился около двух недель. На нём я хочу остановиться поподробнее, так как инициатива этого мероприятия исходила именно от нашей младшей группы, и выступали на фестивале дети и родители нашей группы. Было всё по-настоящему. Были артисты, зрители, касса (в которой кассиры за деньги продавали билеты, контролёры (которые проверяли билеты и рассаживали зрителей, звонки, аплодисменты.
Слайд № 30
Театральные постановки были разные. Был настольный театр, кукольный, игровой и т. д. На закрытии фестиваля выступили сотрудники детского сада со спектаклем «Теремок на новый лад».
Слайд № 31
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Слайд № 32
Рассматривание тематической картины.
Практически по каждой теме мы рассматриваем тематические картины, беседуем по ним.
Рассматривание игрушки.
Рассматриваем игрушки, описываем их, отвечаем на вопросы.
Слайд № 33
Показ развивающего фильма.
Очень часто показываем развивающие фильмы на различные темы, мультфильмы.
Пальчиковая гимнастика «Птицы».
Развиваем мелкую моторику рук, речевые способности с помощью пальчиковой гимнастики.
Слайд № 34
Рассматривание иллюстраций и чтение книг.
Постоянно пользуемся книжной продукцией, рассматриваем иллюстрации в книгах и обязательно читаем перед сном, в режимные моменты.
Слайд № 35
Неотъемлемой частью нашей работы является работа с родителями, их экологическое просвещение.
Экологическое просвещение родителей:
Привлечение родителей к оформлению развивающей предметно-пространственной среды группы и участка;
Родительские собрания в нетрадиционной форме;
Детско-родительские выставки рисунков;
Привлечение родителей к участию в экологических выставках поделок;
Участие в акциях, утренниках и НОД;
Индивидуальные беседы и консультации;
Стендовые консультации;
Взаимодействие через эл. почту, сайт ДОУ и социальные сети.
Слайд № 36
Родительский уголок.
В родительском уголке помещаем информацию для родителей, рекомендации, консультации.
Акция добра «Поможем животным вместе».
Памятка, в которой мы просили всех поучаствовать в акции.
Папка передвижка «2017 – год экологии в России».
Папка-передвижка знакомит родителей с информацией о том, что 2017 год - год экологии.
Слайд № 37
Родительское собрание.
Оздоровительный массаж.
Мастер-класс «Оздоровительный массаж».
Награждение родителей за участие в Театральном фестивале и за участие в оформлении развивающей среды.
Слайд № 38
Посещение родителями НОД.
Родители с удовольствием посещают наши занятия и другие мероприятия, чтобы посмотреть, как дети развиваются, что они делаю, чем занимаются.
Слайд № 39
Участие родителей в НОД и праздниках.
Родители участвуют в проведении праздников и НОД. Одна из родительниц на празднике была Осенью. Костюм для этого образа она придумала и сшила сама, затем подарила его детскому саду.
Другая родительница участвовала в НОД по ЗОЖ в роли Нехочухи и замечательно с ней справилась.
Слайд № 40
Поделки на выставку «Краски осени».
Представлены несколько поделок на выставку «Краски осени».
3. Заключительная часть.
Слайд № 41
Результатом экологического образования дошкольников является экологическая культура личности.
Замечательный педагог-новатор и писатель Василий Александрович Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Слайд № 42
Спасибо за внимание!