Полина Родькина
Игра, как форма развития связной речи дошкольников. ДОУ. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Игра, как форма развития связной речи дошкольников, ДОУ, Самообразование» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Основные задачи развития связной речи в системе образования:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Актуальность
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Что касается игры? Игра - это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.
Цель:
Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи:
Учить детей излагать свои мысли связно,последовательно на родном языке;
Формировать грамматический, лексический строй речи;
Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
Развивать мелкую моторику рук.
Литература:
1. З. М. Зарипова «Непосредственно образовательная деятельность в детском саду»
2. К. В. Закирова «На поляне детства»
3. Журнал «Дошкольное воспитание».
4. Журнал «Ребенок в детском саду».
5. Журнал «Воспитатель ДОУ»
6. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007
7. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994
8. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007
Чей опыт предполагается изучить по данной теме.
Развитие речи в дошкольном возрасте : краткий очерк Д. Б. Эльконин.
Творческое сотрудничество по теме самообразования.
- Использовать материалы сайта «maam.ru».
- Творческое сотрудничество с детской библиотекой, с воспитателями из других детских садов.
Практический выход (указать формы работы : выступления, рефераты, сообщения, отчеты, обобщение опыта и другие).
- Практический семинар: «Использование развивающих игр как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
- Работа над проектом «Развитие речи».
- Доклад «Актуальные вопросы дошкольного, начального и общего среднего образования».
Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы : посещение уроков, внеклассные мероприятия и другие).
- Посещение занятий, мероприятий с целью обмена опытом.
Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте.
- выступления на педагогических советах, показ кружковой работы, консультация для родителей.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования – один год.
Форма и место подведения итогов. Продуктивная деятельность. МДОУ «Детский сад №88»
Месяц Направление работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь Планирование работы с детьми на новый учебный год Изучение литературы по проблеме создания плана
Октябрь Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи. Активизация и обогащение словаря. Изготовление дидактических игр
Ноябрь Работа по составлению (придумыванию) загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Составление картотеки
Декабрь Игра-путешествие по стране «Развитие речи» Формирование грамматического строя речи. Подготовка дидактических, речевых игр
Январь Театральная деятельность. Инсценировки сказок. Раскрытие творческих способностей детей. Практический показ
Февраль «Сундучок со стихами» Заучивание стихотворений. Создание сундучка «Стихи для заучивания детям»
Март Работа по составлению
рассказов по сюжетным картинам Планирование мероприятия. Создание папки «Детям для рассказывания»
Апрель Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. Подготовка картотеки, дидактических пособий
Май Разработка плана по самообразованию на новый учебный год Подбор методической литературы
Предполагаемый результат:
развитие у ребенка умения контролировать собственную диалогическую речь, носящую активный характер, определяемый ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
рост проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры.
использование различных атрибутов, предметов заместителей, самоделки.
формирование речевых навыков.