Екатерина Дубогрызова
Педагогические технологии развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образование - это индустрия,
направленная в будущее.
С. П. Капица
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте узнаем, что же означает сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.
Публикация «Педагогические технологии развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
В качестве основы, системообразующего каркаса образования целесообразно использовать понятие - «технология» и «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идё т и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Сегодня быть педагогическим грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. В дошкольных учреждениях применяют разнообразные педагогические технологии :
- игровые
- личностно-ориентированные
- развивающие
- технологии проектирования и мультимедийных презентаций
- технологию ТРИЗ
- социально-адаптирующие
- здоровьесберегающие
- технологию наглядного моделирования - технологии развитии речи
Выделим наиболее известные педагогические технологии развития связной речи, используемые в работе с детьми.
Технология саморазвития М. Монтессори. Мария Монтессори - итальянский педагог, реализовывала идеи свободного воспитания и развития в детском саду. Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространённым в конце 19 века.
Целевые ориентации данной технологии :
• всестороннее развитие;
• воспитание самостоятельности;
• соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности.
Концептуальные положения:
• обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребёнок сам себя развивает;
• обращение ребёнка к педагогу «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори;
• единство индивидуального и социального развития;
• сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики - организовать окружающую среду для такого «впитывания».
Технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера. Генрих Саулович Альтшуллер - изобретатель, писатель - фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.
Целевые ориентации данной технологии :
• обучить творческой деятельности;
• ознакомить с приёмами творческого воображения;
• научить решать изобретательские задачи.
Концептуальные положения:
• знания - инструмент, основа творческой интуиции;
• творческими способностями наделён каждый, об этом на Муниципальном совете подчеркнул Поташник М. М. (изобретать могут все);
• творчеству, как любой деятельности, можно научиться.
Игровые технологии :
Целевые ориентации:
• дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
• развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности;
• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, обучение общению.
Концептуальные положения:
• игра - свобода личности в воображении;
• содержание детских игр развивается от игр;
• игра - является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Технология развивающих игр Б. П. Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в идее рисунка, узора или сооружения. В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность – удается соединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
В заключении хочется отметить, только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!