Светлана Арланова
Сюжетно-ролевые игры для развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры для развития связной речи дошкольников
Название сюж. -рол. игры Цели Предварительная работа Обогащение игрового опыта
Семья.
-закреплять навык правильного голосоведения в игре и в повседневной жизни;
- развивать диалогическую и монологическую форму речи;
- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в группе;
Публикация «Сюжетно-ролевые игры для развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- корректировать звуко-произносительную сторону речи. Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н. Забила «Ясочкин садик», А. Барто «Машенька», Б. Заходер «Строители», «Шофёр», Д. Габе из серии «Моя семья» : «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», А. Кардашова «Большая стирка
1.«Дочки – матери»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, уточнить функции матери в семье, ее роль, значимость; развить игровой монолог. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь.
2.«Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.
3.«Переезжаем на новую квартиру»
Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
4.«Купание куклы».
Цель: ознакомление детей со словами и словосочетаниями (или уточнить их значение) : купать, раздеть, снять (платье, намылить, вымыть, вытереть (живот, голову, спину) ;
- обучение детей предметным действиям, выполнению их в определенной последователь-ности;активизирование имеющегося словаря;
Больница
Цель: формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам. Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. Чтение художественной литературы: Я. Райнис «Кукла заболела», В. Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор». Инсценировка «Звери болеют». Рассматривание альбома «Мы играем во «врача». Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?» «Скажи по-другому» Цель: Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
«Игрушки у врача» Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести поня-тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача
«Кто что делает»?
Цель: обучить детей правильному использованию глаголов и образованию различных форм.
Парикмахерская
Познакомить со спецификой работы мужского и женского парикмахера. Формировать представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями Учить выполнять несколько последователь-ных действий, направленных на выполнение его обязанностей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать культуру общения с «клиентами»
Активизация образовательной деятельности по гендерному воспитанию детей на основе сюжетно - ролевой игры «Парикмахерская.»,использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера. Рассматривание журналов, альбома с образцами причесок. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».
Экскурсия в парикмахерскую. Наблюдение за работой мастера. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской» «Четвёртый лишний»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
«Слова»
Цель: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными
Магазин – Супермаркет
Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре. 1. Рассматривание иллюстраций на тему «В магазине».
2. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, посуды.
3. Беседа об атрибутах необходимых для работы в магазине.
4. Чтение художественной литературы: Олеся Емельянова «Магазин игрушек».
5. Дидактические игры : «Какие продукты продаются в магазине», «Овощи», «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда «Магазин «Овощи и фрукты»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах, активизировать словарный запас, развивать игровой диалог.
«Один и много»
Цель: учить изменять слова по числам
«Узнавание»
Цель: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий.
«Сравнение картинок».
Цель: научить детей правильно грамматически формировать свою речь, а также классифицировать объекты.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
«Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета, активизировать словарный запас.
Шофёры
Цель: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
наблюдение за машинами на улице, чтение стихотворения А. Барто «Грузовик», рассматривание картины «Автобус», наблюдение за играми старших детей, постройка машины из модулей, постройка гаража из строительного материала.
«Как проехать?» Цель: закрепить ориентацию в пространстве, активизировать словарный запас, употребление глаголов.
«Автобус»
Цель: Формирование, обогащение словарного запаса (существительными, прилагательными, глаголами) ,развитие артикуляционного аппарата.
Строители
Цель: упражнять в различении цветов-красный, желтый, синий. Формирование, обогащение словарного запаса (существительными, прилагательными) провести с детьми беседы по картинкам, на которых изображено строительство, а также показать еще раз им фильм на эту тему, использовать так же дидактические игры о строительстве и связанных с рабочими стройки. При этом нужно обратить их внимание на то, чего они не заметили, задать ребятам вопросы, побуждающие их сравнивать, припоминать, сопоставлять. "Всем на свете нужен дом. "
Цель: Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах, формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата. Развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание.
"Назови одним словом"
Цель: развитие словаря детей.