Ирина Ганичкина
Художественно-эстетическое воспитание в развитии у детей творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов, красок, звуков. Ребёнок познаёт его изо дня в день. Так складывается его внутренняя жизнь, которая может реализоваться в творчестве.
Способность понимать, чувствовать прекрасное вокруг себя, является не только определённым критерием, но и выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом определяет тот или иной уровень духовного общения дошкольника со сверстниками, близкими, друзьями. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание в развитии у детей творческих способностей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Специфичность эстетического воспитания в том, что оно формирует у дошкольников понимание красоты, утончённости и обострённости мировосприятия, эмоционально – эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности. Такие проявления эстетического, как художественное видение, соразмерность, ритм, воображение, ассоциативность, фантазия, интуиция, синтез разрозненных представлений и выявление их гармонии, стремление охватить явление в его целостной органической целесообразности, логичности и изящества формы, имеют важное общественное значение и носят универсальный характер.
Работая в направлении «художественно – эстетическое развитие» поставила перед собой такие задачи:
- накопление эстетических представлений и образов;
- восприятие художественного слова, как одно из наиболее доступных видов деятельности при общении ребёнка и взрослого;
- привлечение родителей к созданию необходимых условий для реализации художественно – эстетического развития;
В успешной реализации этих задач важен процесс организации художественно – образовательного развития на основе принципа интеграции. Это помогает создать у детей целостное восприятие окружающего мира, обогащает их представления о разных областях действительности, сохраняет здоровье, способствует всестороннему развитию, в том числе совершенствованию образного мышления, становление речи, развития воображения и творчества. Пути интеграции осуществляются в непосредственно – образовательной деятельности, в повседневной жизни, в работе с родителями, в режимных моментах, где взаимодействие музыки, изобразительного искусства и художественной литературы в условиях художественно – образовательного пространства детского сада, семьи, стало для детей богатым источником ярких впечатлений, которое оказывало воздействие на различные виды творчества. Участвуя в музыкальных мероприятиях, а также в мероприятиях по изобразительной деятельности и развитию речи, дети накапливали разнообразные впечатления, а затем имели возможность отразить их в различных видах художественного творчества.
Интеграция различных видов искусства оказывала влияние и на характер детского изобразительного творчества. Работая с красками, дети используют не только кисти, но и применяют разные техники нетрадиционного рисования, при этом они могут сочинить несколько подходящих строк для своего рисунка. Тем самым, придают своему творчеству необычность. Поэтому, детей привлекает не только техники нетрадиционного рисования, но и книги ярко иллюстрированные, где сюжет развивается, не только словами, но и иллюстрациями.
Знакомство детей с иллюстраторами книг, даёт повод к тому, что дети начинают фантазировать и по - своему представляют героев рассказов, сказок. После таких бесед, дети вдохновляются на рисование героев в своём понимании. Они просят совета в изображении образа своего воображаемого героя и о подборе красок. Далее, после нескольких взрослых подсказок, дети становятся более самостоятельными и ярче себя проявляют в своём творчестве. Следующий этап моей работы, привлечение детей к поэтическому слову. Объясняю детям, что с помощью стихов можно не только представить героя, но и определить его характер, поступки. Дети любят давать характеристику, выявлять положительные и отрицательные стороны героев. Я вижу, что им это нравится. Они выбирают себе идеал, обязательно положительный, и стремятся реализовать его в себе. Всё это воплощается у детей в игровой, познавательной деятельности.
Чтобы выразить свои чувства и настроение, создать созерцательный настрой, я предложила детям поучаствовать в проекте «Проба пера». Продуктом этого проекта стал выпуск книги со стихами собственного сочинения детей и иллюстрациями к ним.