Ирина Королёва
Обобщение опыта «Художественно-эстетическое воспитание в развитии коммуникативной сферы речи детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это период не только приобщения ребенка к познанию окружающего мира и его начальной социализации. Дошкольный возраст – это время, когда интенсивно формируются художественно-творческие способности, составляя основу для становления всех сторон личности подрастающего человека. Перед ребенком раскрывается мир искусства во всем своем многообразии, что позволяет приобщиться к культурным ценностям человечества.
Публикация «Обобщение опыта „Художественно-эстетическое воспитание в развитии коммуникативной сферы речи детей с ОНР“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развитие эстетических качеств воспитанников.
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования. В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом является специфической речевой аномалией, когда нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речи : лексики, грамматики, фонетики. При этом типичны отклонения в смысловой и произвольной сторонах речи. Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают просьбы, не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Ряд особенностей, характерных для детей с ОНР : несовершенство их коммуникативных возможностей, а также в большинстве случаев специфика в протекании процессов внимания, памяти, восприятия, отклонения в формировании моторных навыков и т. д. – вызывает необходимость предъявления особых требований к работе воспитателя в логопедической группе.
Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становление разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям обучения, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Развивая общение на основе речи, необходимо постоянно одновременно решать две задачи: развивать у них понимание речи и формировать навыки активного использования в коммуникативных целях. Эти две задачи тесно связаны друг с другом. При этом развитие пассивной речи, т. е. понимания, опережает становление активной речи, ведет за собой ее развитие.
Любая деятельность в дошкольном возрасте, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения, но и отражение, углубление представлений детей об окружающих предметах, что способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.
На занятиях изобразительной деятельностью и художественного труда детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
В изобразительной или продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты.
Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослым во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: проговаривать демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. А развитие художественно-творческих способностей дошкольников является важным компонентом поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.
В работе с детьми ОНР можно использовать «коллаж (буквально – наклеивание) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Однако в логопедии этот прием можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности».
Для развития коммуникативной сферы ребенка хорошо использовать и музыкальное воспитание. С помощью игр и музыкального материала, а также специальных упражнений можно добиться эффективных результатов в координации движения и речи, укреплении мелкой моторики, мышц языка и голосового аппарата, умении правильно произносить звуки, звукоподражания, пластично двигаться и расслабляться под руководством педагога. Музыкальные упражнения, игры и песенки имеют коррекционную речевую направленность, способствуют развитию эмоционального восприятия, творческого воображения, внимания, умения передавать голосом определенное эмоциональное состояние, настроение.
Двигаясь под музыку, ребенок самоутверждается. Чем больше мы работаем над телесным уровнем развития, тем гармоничнее психика дошкольника.
В момент, когда ребенок испытывает негативные чувства, его тело сжимается. Именно танец, ритмичные движения, как ничто другое, способны снять физические зажимы и восстановить эмоциональное равновесие. Увлечения движениями под музыку предоставят много возможностей для «психотерапии».
Использование логоритмики на занятиях поможет детям с помощью музыки выработать спокойную и плавную речь. Музыка в данном случае не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.
Речевой материал, включенный в двигательные задания, помогает детям сплотиться, почувствовать себя единым целым с коллективом, а не быть отвергнутым. Целый ряд упражнений в логоритмике построен таким образом, чтобы словесные, музыкальные или зрительные сигналы вызывали немедленные, заранее обусловленные действия.
На занятиях логоритмики заостряется внимание, вырабатывается быстрая двигательная реакция, умение переключиться с одного задания на другое. Другими словами, эти упражнения способствуют развитию волевой сферы ребенка.
Таким образом, активно включая художественно-эстетическое воспитание в коррекционную работу с детьми общего недоразвития речи, мы раскрываем индивидуальность дошкольников, самовыражениt личности, формируем внутреннюю потребность к творческому преобразованию окружающей действительности, создаем основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Литература:
1. Громова О. Е. «Инновации – в логопедическую практику». М., 2008.
2. Лисина М. И. «Проблемы онтогенеза общения». М., 1986.
3. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., 1991.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М., 2004.
5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». М., 2009.
6. Е. А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» // Творческий цент «Сфера», М., 2005.
7. Н. Н. Леонова «Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство»», Волгоград, 2013 г.
8. Ю. А. Афонькина, З. Ф. Сербукович «Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности», Волгоград, 2013 г.
9. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду». М., 2012 г.