Луиза Наумова
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов совсем
маленького человечка, с его первых слов, с поступков. Ни что иное, как
окружающая среда, откладывает в душе ребенка отпечаток на всю жизнь.
Едва освоив первые шаги, малыш тянет ручки к красивой и яркой игрушке и
замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает
картинки и яркие иллюстрации в книжке, проговаривая про себя «красивая»,
через некоторое время сам пытается на листке бумаги карандашом
создавать только понятную ему эту красоту. В старшем дошкольном
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
возрасте, исходя из его возможностей, он уже сам создает и «творит»
красоту, пытается поразить нас, чтобы удивить и восхитить нас, взрослых.
Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в
окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного
искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать,
сочинять стихи.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический
процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него
способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Незаменимыми средствами формирования духовного мира детей
являются: литература, народное творчество, живопись, мир природы. Они
пробуждают у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое
начало. Действенность эстетического воспитания зависит от соблюдения
принципа художественно-творческой деятельности детей. Хоровое пение,
игра на инструментах, сочинение песен и стихов, театральные постановки
знакомят детей с произведениями искусства, становится средством
художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, а
также самовыражения детей.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами,
переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная
радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с
прекрасным.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и
чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно
способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы
личности. Результатом эстетического воспитания является эстетическое
развитие. На формирование эстетического отношения детей к окружающему
миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе,
поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать
художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи
дошкольного воспитания также направлены на формирование
художественных умений в области разных искусств: обучение детей
рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку,
развитие словесного творчества. Научить ребенка чувствовать и понимать
красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной
работы взрослых. Для эстетического воспитания детей необходимы
определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и
развивается. Ведущее место а осуществлении эстетического воспитания
принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве
воздействий десткого сада и семьи возможно осуществление задач
эстетического воспитания. Не каждый ребенок будет художником или
музыкантом, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и
интерес к искусству, развивать музыкальный слух, эстетический вкус,
элементаные навыки рисования.
Воспитатель помогает создать семье создать необходимые условия для
развития правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о
важности эстетики быта, советует, какие книжки нужно читать ребенку,
какую музыку можно включать ребенку для прослушивания и формирования
музыкального слуха, добивается, чтобы у ребенка было все самое
необходимое для проявления детского творчества: альбом для рисования,
краски, карандаши, игры и книги для чтения.
Взрослый является той связующей нитью, которая связывает
окружающую действительность и ребенка. Ребенок познает мир именно
через взрослого. Каковым будет познание, зависит от нас.
Развивая гармоничную личность, чуткую ко всему прекрасному, чуткую ко
всему прекрасному, мы растим поколение актеров, художников и просто
творческих людей, именно они будут беречь, а также создавать культуру
Литература:
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М. : Просвещение, 1985.-127с.
2. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое
воспитание дошкольников /
3. Борев Ю. Б. Эстетика. М. : Изд-во полит. лит-ры, 1988.-178с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. :
Педагогика,1991.
5. ГусевЕ. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
6. ЛихачевД. Б. Теория эстетического воспитания школьников.