Елена Николаевна Платонова
Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста через музейную педагогику
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР
Детский сад №89 «Парус» городского округа «город Якутск»
Статья по теме:
«Художественно – эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, через музейную педагогику»
Воспитатель : Платонова Е. Н.
МБДОУ ЦРР №89 «Парус»
г. Якутск 2016 год
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста через музейную педагогику» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Платонова Елена Николаевна
Художественно – эстетическое воспитание и развитие дошкольников, через музейную педагогику.
Вот уже несколько лет я веду работу по ознакомлению с музеем и художественно эстетическому развитию дошкольников в МБДОУ Центр развития ребенка №89 «Парус» г. Якутска Республики Саха (Якутия). Работу изначально стали проводить в музее, где ребёнок вместе со взрослыми черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры знания, развиваясь и обогащая друг друга.
Раздел «Эстетическое развитие» предполагает ввести ребёнка в мир искусства, развивать его художественную культуру в условиях соц-культурной среды музея. Понимая всю важность данного направления в деле воспитания и развития детей, его целесообразность, я начала поэтапную подготовку к ней. Первым делом, мы заключили договор с Национальным художественным музеем изобразительного искусства г. Якутска о еженедельном посещении детей старших групп. С работником музея были обговорены условия, основные задачи и формы работы.
Работу с детьми мы разделили на три этапа:
1. Подготовка детей в детском саду к посещению музея (проводится воспитателем).
2. Работа с детьми на экскурсиях в музее (проводится музейным педагогом – искусствоведом).
3. Работа с детьми по закреплению музейных впечатлений (проводится воспитателем и музейным педагогом – искусствоведом).
На первом этапе знакомства с художественным музеем особое значение имеет внутренняя готовность ребёнка к восприятию художественных коллекций, его эмоциональный настрой. Поэтому первые занятия по приобщению детей к миру музея мы начали ещё в группе: были проведены занятия о правилах поведения в музее, рассматривали с детьми репродукции картин, портреты художников, открытки, иллюстрации из книг, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, скульптуру малых форм.
Если до этого многие дети не знали, что такое музей, то уже после первых бесед, мы заметили возникший интерес: они с удовольствием самостоятельно вне занятий рассматривают репродукции, интересуются тем, кто его нарисовал и т. п. Отрадным моментом было то, что когда дети пришли первый раз в музей, то они сразу узнали и назвали картину И. К. Айвазовского, про которую я на одном из занятий рассказывала.
Посещение детьми музея стало для наших дошкольников настоящим праздником. С большим интересом дети рассматривали картины разных жанров, учились понимать, различать способы изображения (масляная живопись, гуашь, мелки, уголь, и т. п.)
Работа проходила в увлекательной форме «игр-путешествий», «игры-забавы», беседы об экспонатах, художниках, самом музее, обращая особое внимание на архитектуру здания, интерьеры залов.
Опираясь на знания, полученные в саду по изобразительной деятельности, дети узнавали и называли дымковские игрушки, знакомились с каргопольскими игрушками. Рассматривая, эти два вида они сравнивали отличия и сходство росписи, формы этих фигур, что немаловажную роль играет в развитии познавательной деятельности, умении анализировать и способствует развитию связной речи.
Так же дети посетили выставочный зал Комдрагмета. Там мы познакомились с работами нашей якутской художницы – Лены Гоголевой. Дети впервые воочию увидели эскизы костюмов и сами костюмы со спектаклей «Ромео и Джульетта», «КыысДьэбилийэ» (костюмы богатырей Верхнего и Нижнего мира, костюм и маска чёрта, увидели карнавальные костюмы и костюмы к сказкам А. С. Пушкина. Впечатления от увиденного было потрясающими: я увидела в глазах детей и интерес, и страх, и радость. Думаю, что всё это ещё сильнее побудило интерес к дальнейшим посещениям музея. В следующее посещение дети познакомились с новой экспозицией, на этот раз нас ожидали работы скульптора Ксенофонта Николаевича Пшенникова. Здесь они познакомились с новым для них видом искусства – скульптурой. Интересно была проведена беседа о том, как можно передавать через искусство скульптуры настроение, желание, чувство человека. Дети узнали, что скульптуры бывают разные: портреты-бюсты, жанровые композиции, дети опять вспомнили о скульптуре малых форм. Рассматривая и непосредственно трогая скульптурные работы, ощущая их руками, дети узнали, что делают их из разных материалов. Если из металла или камня – то они холодные, если из дерева, гипса или глины – то они тёплые. Занятие проводилось в игровой форме, дети с большим удовольствием играли: показывали мимикой настроение изображаемого в скульптуре человека, превращались в «живую скульптуру», изображая различные жанры. Они могли «рассыпаться» и «упасть», потому что были из песка, ходили тяжело – значит из металла и камня. Здесь мы ещё раз отметили для себя качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик, что такого эмоционального раскрытия ребёнка можно добиться только при зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства.
По системе поэтапной работы с детьми, мы проводили занятия по закреплению музейных впечатлений. Эта своеобразная рефлексия ребёнка. Наша практика работы подтвердила её целесообразность. Эти занятия мы проводили иногда в детской художественной студии при музее, в некоторых случаях в изостудии при детском саде. Работа ведётся совместно с музейным педагогом. На этих занятиях дети раскрывают свои творческие способности: рисуют, лепят из глины, теста свои впечатления от увиденного, вступают в диалог об увиденном. По результатам работы с детьми можно судить об изменениях в эстетическом и познавательном развитии ребёнка.
После каждого занятия дети получают домашнее задание – нарисовать или слепить любимую картину, скульптуру и рассказать своим родителям. Мы посетили выставки: «Игрушки, украшения по разным видам росписей!» «Декоративно-прикладное искусство Якутии!», «Старый город!» и провели семейный просмотр скульптур города.
В условиях группового помещения открывали мини-музей детских работ, «Уголок русской горницы», где с детьми проводятся в форме посиделок занятия по РНК, интегрированные занятия, в уголке дети с удовольствием играют в самостоятельные игры. В работе используется приобретё нный материал: литература, сувениры, поделки, игры, сказки русские народные и сказки народов родного края.
Вся работа ведётся, руководствуясь методической литературой из серии «Музей и дети» Л. В. Пантелеева; «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ» Т. Н. Карачунская.
Итак, работая по указанной системе, подведя итоги проведё нной работы можно сделать следующие выводы:
Непосредственное знакомство с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. В зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик.
Необходимое создание специальной системы занятий, по схеме: - до музея – в музее – после музея, дало стабильность и высокую результативность в работе.
Наблюдения, беседы и анализ детских работ показали, что у детей сформировался «образ музея», развивается зрительная память, художественное мышление и воображения, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности. Наши дети неоднократно принимали участие в различных конкурсах детского рисунка, где занимали призовые места.
Тяга к рисованию, к кистям и краскам сохраняется не у всех детей, но пристрастие к посещению художественных музеев, интерес к людям и предметам, чувствам и событиям, временам и странам не только обогатит душу и разум будущих инженеров, фермеров, политиков и предпринимателей, но и сделает их более полезными для своей Родины.
Более подробно о проведённом эксперименте можно прочитать в моей статье, вышедшей в журнале № 3 2006г. «Чомчуук Саас». г. Якутск Республика Саха (Якутия).
В последующие годы в нашем ДОУ, работа по направлению РНК в мини – музее «Русская горница» ведётся в уже нескольких поколениях детей разного возраста.
За последние время, работа приняла новы оборот – это изучение народного творчества. Проведение образовательной деятельности, посиделок, выставок по разным видам искусства и росписи: Дымка. Хохлома. Гжель. Городец. Прошли с детьми беседы об истории происхождения сувениров и происхождения росписей. К работе были подключены родители, которые с интересом участвовали в мероприятиях по развитию художественно - эстетического интереса у детей.
Отрадным моментом в работе по данной теме являются групповые мини- музеи, созданные руками детей.
Каждый ребёнок отчасти гений,
А каждый гений отчасти ребёнок!