Надежда Ивкина
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Требования предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5лет). Содержание картины должно быть детям доступно. На картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе) игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные, дикие (заяц). В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний.
Композиция картины должна быть простой, т. е. картины одноплановые.
Количество персонажей от 1 до 4 .
Старший возраст (5-7лет).
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Содержание картин как правило детям не знакомо. С помощью картин детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является источником новых знаний.
а) труд взрослых
б) дикие животные.
Композиция сложная, то есть многоплановая.
Количество персонажей может быть достаточно большим.
Построение занятия и методика его проведения.
Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать, какие знания он будет закреплять, какие знания будет давать детям.
Типы картин 1) Предметные 2) Сюжетные 3) Пейзаж 4) Натюрморт 5) Портрет 6) Дидактические картины 7) Картины из серии “Домашние животные” – автор С А Веретенникова, художник А Комаров
А. Саврасов “Грачи прилетели” И. Левитан “Золотая осень” И. Шишкин “Утро в сосновом бору” В. Васнецов “Аленушка” К. Петров – Водкин “Яблоки на красном фоне”, “Черемуха в стакане”, П. П. Кончаловский “Сирень в корзине”, “Маки” .
2. История создания картины И. Шишкина “Утро в сосновом бору”
Шишкин и Савицкий отправились на природу. Так началась история создания многими любимой картины «Утро в сосновом лесу». Иван Шишкин - известный художник-пейзажист. Утро в сосновом лесу показалось художникам настолько прекрасным, что в поисках подобного пейзажа они добрались на остров Городомля, что стоит на озере Селигер. Данный пейзаж стал воплощением любви Шишкина к лесу, природе.
Он передал при помощи рисунка момент начала дня, когда солнце только начало вставать. Удивительный миг зарождения новой жизни. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.
Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Рисуя утро в бору, Шишкин взял Савицкого соавтором, и картина изначально была подписана ими двумя. Однако, после того как полотно было передано в галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя второго художника
Картина появилась на свет в 1889 году. Хоть изначально Савицкий и ставил в претензию Третьякову то, что он стер его имя, но вскоре передумал и отказался от этого шедевра в пользу Шишкина.
Многие жители России называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».
Ещё одна ошибка - называть картину — «Утро в сосновом бору». Название картины звучит как «Утро в сосновом лесу», а (бор — это и есть сосновый лес).
3. Письменный анализ картины:
- “Яблоки на красном фоне” Кузьма Сергеевич Петров - Водкин
- Все его работы невероятно просты. Она изображает абсолютно повседневные предметы. Но они изображены на холсте так, что зритель, а особенно ребенок мог видеть их с разных сторон. Это позволяет им стать выразительными. Сочность красок поражает. Его яблоки максимально естественны. Создается полное впечатление их объемности. Кажется еще мгновенье и можно будет попробовать этот чудесный плод.
-Цвет фона - темно красный. Он не пестрит и не раздражает внимание. Наблюдается тенденция минимализма. Все выглядит гармонично и цельно. Фрукты созданы при использовании характерных для них тонов желтого, красного, зеленого. Художник предлагает на них взглянуть с разных углов и точек зрения. Петров-Водкин использовал очень сочные краски.
-Картина соответствует требованиям, которые следует учитывать при подборе картин для дошкольников. Вызывают у детей радостное, веселое настроение, потому что много яркого цвета. Вызывает у детей восхищение от красоты плодов, изображенных на картине.
Конспект Н. О. Д. в старшей группе “Знакомство с натюрмортом”.
Цель: Познакомить детей с натюрмортом, развевать интерес, желание внимательно рассматривать картины. Дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте, формировать детское творчество, повышать уровень развития художественного восприятия у детей.
Оборудование: Репродукции картин И. И. Машков “Натюрморт с самоваром”, В. Ф. Стожаров “Лен”, ”Квас” И. Т. Хруцкий “Натюрморт со свечей”.
Материал: листы альбомные для рисования, карандаши, мелки восковые. ножницы
Ход занятия: Люди умеют танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах. Они ходят в театры, в кино, смотрят балет и умеют рисовать. Все это мы называем одним словом – искусство.
- Мы с вами видели разные картины. На них изображены цветы, овощи, грибы, книги, краски, посуда и т. д. В жизни иногда замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне, он особенно красив. Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.
- Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта - называются натюрмортом.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или море в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это – натюрморт.
Ребята, давайте все вместе попробуем создать свой натюрморт. Сделаем большую коллективную работу. Каждый из вас выберет элементы натюрморта отдельно, а затем соединим их вместе.
Если кто - то из вас захочет вырезать что - то своё для нашего натюрморта, пожалуйста. Всё необходимое имеется. После этого дети приступают к работе с бумагой. Все вместе делают коллективную работу, согласовывают свои действия с действиями других детей. После работы придумывают название натюрморту.
Дети работают под музыку.
Итог занятия:
Занятия в рамках этого жанра, позволят детям познакомиться с направлением изобразительной живописи натюрморт,
познакомят детей с известными работами мастеров этого жанра.
Предлагаю детям под музыку полюбоваться красотой предметов, сочетанию их, почувствовать гамму.
4. Детям предложили для рассматривания натюрморт П. Кончаловского “Сирень в корзине”. На вопрос что здесь изображено Сережа из младшей группы ответил: Цветочки, Ксюша сказала: Цветы с листочками, дети из средней группы, Аня ответила: Цветы в корзинке, Илья сказал: цветы. В старшей группе девочка Настя сказала, что нарисованы цветы, а Маша дала более развернутый ответ : Цветы сирени в корзине, через два дня я задала детям вопрос: Как ты думаешь, что художнику самому здесь понравилось, что он захотел рассказать об этом всем нам. Сережа из младшей группы ответил, что художнику понравились цветочка, Ксюша сказала, что цветочки и листочки, Аня из средней группы сказала, что художнику понравились цветы, потому что он их любит. Илья - понравились цветы, потому что они красивые. Настя из старшей группы ответила, что художнику понравились цветы, потому что они красивые, яркие, разноцветные. Маша - художнику понравился этот букет сирени, потому что он очень красивый и вкусно пахнет. По методике Н. М. Зубаревой есть три эстетического развития для детей. Дети младшей и средней группы на первом, самом низком уровне, они радуются изображению цветочков. Мотив оценки носит предметный, житейский характер. Девочек из старшей группы можно отнести ко второму уровню, при условии внимания со стороны педагогов значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение. На третьем уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста, при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.