Жанна Котельникова
Поликультурное образование детей в ДОУ через музейную педагогику
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. В молодёжной среде всё чаще происходят события, связанные с национальным противостоянием, СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые не интересуются своей историей, не знают историю своей семьи, не знакомят детей с традициями своего рода. Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов.
Публикация «Поликультурное образование детей в ДОУ через музейную педагогику» размещена в разделах
Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности. Многие исследователи отмечали, что народная культура близка детям своей эмоциональностью, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре не только родной, но и других народов – вот ведущая идея создания музея «Куклы в народных костюмах».
В Большом энциклопедическом словаре говорится: «Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества».
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе.
Музей в ДОУ – это специально организованное, особое пространство, способствующее расширению кругозора дошкольника и педагога, приобщению к ценностям культуры, привитию чувства патриотизма, повышению образованности.
Задачи нашей работы заключались в следующем:
обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы, создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний;
способствовать формированию у дошкольников представления о музее;
способствовать формированию совместной деятельности, требующей координации действий отдельных участников, приобретению опыта общения;
способствовать расширению представлений о традициях, национальных особенностях, костюмах разных народов;
способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Мы с детьми определили правила поведения в нашем музее. Экспонаты в нашем музее можно трогать руками, но необходимо вернуть их на место, их нельзя ломать и уносить домой.
Мы организовывали коллективный или индивидуальный осмотры мини-музея по намеченной теме, демонстрировали экспонаты с комментариями. Экскурсии с младшими дошкольниками дети подготовительной группы проводят самостоятельно, тем самым учатся более осознанно усваивать информацию, высказывать своё отношение к экспонату.
Первым экспонатом в нашем музее стала кукла в японском национальном кимоно, подаренная детскому саду японской делегацией. Дети с удовольствием её рассматривали, задавали много вопросов, играли с ней. Одни из экспонатов были приобретены нами готовыми, а другие были изготовлены силами родителей. Иные экспонаты были привезены родителями из путешествий. Куклы представлены в женских и мужских костюмах. Экспозиция выставки знакомит посетителей с характерными узорами и орнаментами костюмов. На материале выставки проводятся тематические занятия, познакомившие детей с особенностями русского, украинского, грузинского, эскимосского, индейского костюмов. Дети знакомятся с трудовыми буднями и народными праздниками, которые создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребёнка с национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом.
В рамках нашего музея действует постоянная выставка – мастерская «Куклы из бабушкиного сундука». Выставка «Куклы из бабушкиного сундука» знакомит детей со старинными куклами: куклами – закрутками, соломенными, тряпичными, узелковыми, фарфоровыми. Дети увидели и узнали, чем отличались куклы для игр, обрядовые и обереговые. На выставке представлены куклы, изготовленные руками детей, педагогов, родителей.
Для самостоятельного изготовления детьми кукол нами были подготовлены пошаговые карты-инструкции, уголок ручного труда пополнен разнообразными кусочками ткани, синтепона, цветными нитками разной фактуры, тесьмой, кусочками кружев. Дети с удовольствием рукодельничали, делали подарки мамам, бабушкам. Причём не только девочки, но мальчики были заинтересованы и с удовольствием трудились. Кукла, изготовленная своими руками, становится самой любимой, она оживлена собственной фантазией, в ней есть что-то такое, от чего становится теплее на душе. Такие куклы индивидуальны, разнообразны, они не требуют каких-либо сложных приёмов в изготовлении, они отличаются от других игрушек. Изготовление таких кукол развивает у детей мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность. Дети подготовительной к школе группы, изготовив нитяных кукол – мартиничек, продавали их на ярмарке, проходившей в детском саду. Небольшие симпатичные куколки моментально были раскуплены посетителями ярмарки.
Создание музея очень интересное и увлекательное занятие, важное средство воспитания и обучения детей. Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость, поддерживает интерес к его культуре. Постепенно нам удаётся приобщать детей к культурным, историческим истокам, раскрывать в детях отзывчивость, чуткость, толерантность, восприимчивость к прошлому.
Литература:
1. Музейная педагогика : Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : ТЦ СФЕРА, 2006. – 416 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 0
3. Рыжова Н. А. и др. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка – Пресс, 2008, - 256 с.
4. Тихонова М. А. Экспонирование традиционного народного костюма через кукольный вариант // Тальцы – № 3 (22) – 2004. Стр. 40 – 45.
5. Томилов Н. А. Музееведение (музеология) как научная дисциплина. // Тальцы – № 3 (22) – 2004. Стр. 55 – 63.
6. Чумалова Т. Историческое познание и музей // Дошкольное воспитание, № 5 – 2008. – с. 61 – 63