Светлана Лачина
«Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья в организации досуга детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее часто встречающихся занятий в детском саду является декоративно-прикладное искусство. Такого рода занятия способствуют развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Именно в дошкольном возрасте это происходит наиболее прогрессивно, ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. Не менее важным аспектом для младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому она является одним из важных элементов в развитии ребенка. Развитие словесно-образного мышления также является важным моментом в занятиях декоративно-прикладным искусством. Способность четко и ясно выражать свои мысли, описывать предметы, давать им характеристику, рассказывать о впечатлениях, идеях и задумках – все эти умения наиболее легко формируются именно в дошкольном возрасте.
Публикация «„Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья в организации досуга детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Исходя из множества перечисленных положительных моментов использование декоративно-прикладного искусства в организации досуга детей в детских садах должно быть одним из основных методов работы.
Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народов Поволжья обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Декоративно-прикладное искусство Мордовии представлено мастерством резного орнамента в Подлесной Тавле, скульптурами, вышивкой, лепкой, изобразительным искусством. Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество Мордовии представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.
Одним из направлений декоративно-прикладного искусства является народная игрушка. Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д. Самые известные из народных игрушек : городецкая деревянная игрушка, дымковская глиняная игрушка, матрёшка - русская красавица, гжельские изделия, хохлома, богородская резная игрушка.
В Мордовии этот вид народного искусства представлен тавлинской народной игрушкой. Развивая традиции народной резьбы, молодые мастера-резчики создали самобытный «тавлинский» стиль художественной обработки дерева. Все силы мастеров направлены на возрождение национальных традиций деревянной скульптуры и народной игрушки. Из-под рук тавлинских резчиков выходят добрые, сказочно-красивые персонажи, полные истинно эрзянского простодушия и юмора одновременно - это деревенские плотники, кузнецы, пастухи, охотники, в образах которых мастера выразили характер персонажей, их взаимоотношения в нелегком труде. В композициях народных умельцев - герои разных возрастов : жизнерадостные дети, почтенные старики с бородой и курительной трубкой во рту, дородные женщины в колоритных национальных костюмах. Мастера удивляют выразительной пластикой, острыми сюжетами, сочностью характеристик. Авторы работ с ювелирной точностью изображают миниатюрные детские игрушки, прялки, чашки и другую бытовую утварь в руках действующих лиц.
Детальное знакомство с историей, культурой и искусством эрзянского народа. позволит нашим детям почувствовать себя частью Мордовии, ощутить гордость за свою республику, богатую славными традициями. Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Первая задача предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.
Вторая задача предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.
Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
Младший дошкольный возраст – это период активного развития ребенка как личности. Именно в этом возрасте необходимо направлять и корректировать деятельность ребенка в разных направлениях его активности, так как именно сейчас он формирует свою точку зрения, свое миропонимание, свой характер. Воздействие на ребенка через досуг позволяет лучше узнать его интересы и в тоже время скорректировать его поведение и мнение. Если же досуг проводить посредствам занятий декоративно-прикладным искусством то это позволит осуществить не только воспитательную и рекреативную функции, но и обучающую, развивающую функции. Собственно, именно то, что требуется данной возрастной категории.
Список использованной литературы
1. Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. — Саранск, 1968;
2. Мартьянов В. Н. Материалы по резному орнаменту Мордовии // Сов. этнография. — 1977. — № 1;
3. Шибаков Н. И. Деревянная скульптура мордвы. — Саранск, 1980;
4. Шибаков Н. И. Мастера из Подлесной Тавлы. — Саранск, 1983;
5. Мордовия. Народное искусство : Альбом. — Саранск, 1985;
6. Энциклопедия Мордовия, Л. Г. Бертяева.