Приложение МААМ

«Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья в организации досуга детей младшего дошкольного возраста»

Светлана Лачина
«Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья в организации досуга детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из наиболее часто встречающихся занятий в детском саду является декоративно-прикладное искусство. Такого рода занятия способствуют развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Именно в дошкольном возрасте это происходит наиболее прогрессивно, ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. Не менее важным аспектом для младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому она является одним из важных элементов в развитии ребенка. Развитие словесно-образного мышления также является важным моментом в занятиях декоративно-прикладным искусством. Способность четко и ясно выражать свои мысли, описывать предметы, давать им характеристику, рассказывать о впечатлениях, идеях и задумках – все эти умения наиболее легко формируются именно в дошкольном возрасте.

Публикация «„Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья в организации досуга детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Исходя из множества перечисленных положительных моментов использование декоративно-прикладного искусства в организации досуга детей в детских садах должно быть одним из основных методов работы.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народов Поволжья обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Декоративно-прикладное искусство Мордовии представлено мастерством резного орнамента в Подлесной Тавле, скульптурами, вышивкой, лепкой, изобразительным искусством. Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество Мордовии представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Одним из направлений декоративно-прикладного искусства является народная игрушка. Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д. Самые известные из народных игрушек : городецкая деревянная игрушка, дымковская глиняная игрушка, матрёшка - русская красавица, гжельские изделия, хохлома, богородская резная игрушка.

В Мордовии этот вид народного искусства представлен тавлинской народной игрушкой. Развивая традиции народной резьбы, молодые мастера-резчики создали самобытный «тавлинский» стиль художественной обработки дерева. Все силы мастеров направлены на возрождение национальных традиций деревянной скульптуры и народной игрушки. Из-под рук тавлинских резчиков выходят добрые, сказочно-красивые персонажи, полные истинно эрзянского простодушия и юмора одновременно - это деревенские плотники, кузнецы, пастухи, охотники, в образах которых мастера выразили характер персонажей, их взаимоотношения в нелегком труде. В композициях народных умельцев - герои разных возрастов : жизнерадостные дети, почтенные старики с бородой и курительной трубкой во рту, дородные женщины в колоритных национальных костюмах. Мастера удивляют выразительной пластикой, острыми сюжетами, сочностью характеристик. Авторы работ с ювелирной точностью изображают миниатюрные детские игрушки, прялки, чашки и другую бытовую утварь в руках действующих лиц.

Детальное знакомство с историей, культурой и искусством эрзянского народа. позволит нашим детям почувствовать себя частью Мордовии, ощутить гордость за свою республику, богатую славными традициями. Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая задача предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая задача предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Младший дошкольный возраст – это период активного развития ребенка как личности. Именно в этом возрасте необходимо направлять и корректировать деятельность ребенка в разных направлениях его активности, так как именно сейчас он формирует свою точку зрения, свое миропонимание, свой характер. Воздействие на ребенка через досуг позволяет лучше узнать его интересы и в тоже время скорректировать его поведение и мнение. Если же досуг проводить посредствам занятий декоративно-прикладным искусством то это позволит осуществить не только воспитательную и рекреативную функции, но и обучающую, развивающую функции. Собственно, именно то, что требуется данной возрастной категории.

Список использованной литературы

1. Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. — Саранск, 1968;

2. Мартьянов В. Н. Материалы по резному орнаменту Мордовии // Сов. этнография. — 1977. — № 1;

3. Шибаков Н. И. Деревянная скульптура мордвы. — Саранск, 1980;

4. Шибаков Н. И. Мастера из Подлесной Тавлы. — Саранск, 1983;

5. Мордовия. Народное искусство : Альбом. — Саранск, 1985;

6. Энциклопедия Мордовия, Л. Г. Бертяева.

Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская роспись». Конспект НОД с детьми 5–6 лет «Декоративно – прикладное искусство. Филимоновская роспись» Непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет с ограниченными.

Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Декоративно-прикладное искусство в общей системе художественно-эстетического воспитания дошкольников Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование.

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Декоративно-прикладное искусство в технике «тестопластика» Подготовила и провела Воспитатель : Эргарт Людмила Федоровна Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе "Народное.

Мастер-класс: лэпбук «Народное декоративно-прикладное искусство»Мастер-класс: лэпбук «Народное декоративно-прикладное искусство» В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» Автор проекта: Султанова Наиля Касимовна, воспитатель МБДОУ детского сада №48. Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный Возраст.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» (подготовительная группа) Вид проекта: творчески – информационный средней продолжительности Участники проекта: дети подготовительной к школе группы Срок реализации:.

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного развития детей» Видео ль проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное искусство. Задачи проекта:.

Проект «Haродное декоративно-прикладное искусство» в старшей группе (из опыта работы) Проект на тему «Haродное декоративно-прикладное искусство» в старшей группе из опыта работы Котовой Т. В. Тип проекта: информационно-практический.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» Декоративно – прикладное искусство как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к русской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья в организации досуга детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 января 2016 в 17:59
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья в организации досуга детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лачина (УИ 375030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД