Лена Новикова
Мастер-класс к семинару заведующих «Декоративно-прикладное искусство — средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс к семинару заведующих детских садов. На тему:
«Декоративно-прикладное искусство - средство развития творческих способностей детей".
Педагог:
Как велика моя земля,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и моря,
Леса, и степь, поля и горы!
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идёт!
Публикация «Мастер-класс к семинару заведующих „Декоративно-прикладное искусство — средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Посмотрев на карту нашей Родины, увидим, что по всей её огромной территории расположены центры народно – прикладного творчества. Это, и Центральная часть России, и Урал, и Сибирь, и даже Чукотка.
Большая часть городов, занимающихся русскими народными промыслами, находится в Центральной части России.
Только в нашем Городецком районе – сосредоточено более 20 видов народного творчества: это и «Чугунное литьё», и «Городецкая роспись», и «вышивка», и «Художественная ковка из металла, и резьба по дереву, и «лозоплетение», ни говоря уже о Нижегородской области.
Сейчас мы, при помощи загадок, попытаемся вспомнить название русских народных промыслов, с которыми нам приходится знакомить детей в детском саду.
Загадывание загадок о народных промыслах.
Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица-
Для маленькой темница.
(Матрешка)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
(Дымка)
Ах! Эти барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки – гуляки
Кавалеры наши.
(Каргопольская игрушка)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
(Хохлома)
Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры!
Все в букетах белых роз,
Может вывел их мороз?
Что за скатерть получилось!
Может это все приснилось?
(Вологодские кружева)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели)
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
(Филимоновская игрушка)
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица-
Это значит…
(Городец)
Мы с вами немного вспомним историю народных промыслов, их отличительные особенности, а затем сами попробуем нарисовать некоторые элементы той или иной росписи. У вас на столах расположены композиции из народных игрушек. Начнём, пожалуй с Городца.
Городецкая роспись.
Основные элементы этой росписи:
Розан, купавка, волшебные кони, сказочные птицы,
кавалеры и барышни, листочки и травинки, завитки,
сеточки, усики.
Основные цвета: Красный, синий, жёлтый, зелёный, их оттенки: розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый; для оживки: белый и чёрный.
Гжель.
Основные элементы гжели: гжельская роза, бордюр из точек, дужек, прямых и волнистых линий, капельки, тональный мазок, а так же цветы, травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы, животные трава, рыбы.
Цвета: белый, синий, голубой.
Золотая хохлома
Элементы росписи: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капельки» и «кустики», ягодки, рыбки, криуль, птицы…
Цвета, используемые в росписи: черную, красную, зеленую, желтую.
Жостово
Элементы росписи: Многоцветные букеты, венки, гирлянды — розы, мак, шиповник, астры, тюльпан, василек, крупные цветы (розы, георгины, и небольшие цветы, бутоны, мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму.
Цвета: все.
Филимоновсая игрушка
Основные элементы росписи: полоски, ветвистая "елочка",
яркая "ягодка", лучистая "звездочка", или "солнышко"…
Цвета, используемые в росписи:
жёлтый, красный, зелёный, иногда синий, фиолетовый или
оранжевый.
Дымково
Основные элементы росписи: круг, прямая и волнистая линии, точки-горошины и клетки.
Цвета, используемые в росписи: Все яркие цвета.
Каргопольская игрушка
Элементы росписи: круги, крестики, солнце, линии.
Цвет: белый, черный, оранжевый, зелёный, синий.
Матрёшки
Элементы росписи: «реснички», «травинки», «усики»,
«завитки», «капельки» и «кустики», цветы.
Цвета, используемые в росписи: Все.
Теперь я покажу и расскажу, как выполнять некоторые элементы разных росписей.
Правила рисования краской.
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Для подсказки у вас на столах представлены поэтапные образцы росписи. Они вам помогут в работе. Вам предлагается закончить украшение уже готовых игрушек.
(Во время работы – помогаю советом, напоминанием, поощрением)
Тем, кто не задействован в росписи, предлагается просмотр презентации на тему: «ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА РОССИИ.»
(художественные промыслы)
В конце работы участники семинара рекламируют свои поделки.