Наиля Султанова
Проект «Декоративно-прикладное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Султанова Наиля Касимовна, воспитатель МБДОУ детского сада №48.
Тип проекта : познавательно-творческий, краткосрочный
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Цель проекта : Приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми.
Задачи проекта :
- для детей: формировать представления о декоративно-прикладном искусстве (дымковская игрушка, хохломская, городецкая и гжельская росписи);
Публикация «Проект „Декоративно-прикладное искусство“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
- развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке; ориентироваться в различных видах росписей;
- для педагогов: донести до участников проекта важность данной темы.
-закрепить полученную информацию с детьми;
для родителей: обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
-расширять представление родителей о видах декоративно-прикладного искусства;
Форма проведения итогового мероприятия проекта : организованная образовательная деятельность, выставка домашнего совместного творчества «Народная игрушка», создание мини-музея.
Название итогового мероприятия проекта «Экскурсия в мини-музей народно-прикладного искусства».
Продукты проекта :
- для детей: участие в образовательной деятельности, рисунки, лепка и роспись своими руками дымковских игрушек.
- для педагогов: оформление мини-музея в группе.
- для родителей: совместное изготовление с детьми дымковских игрушек и гжельской посуды из скульптурного пластилина для выставки и мини-музея.
Ожидаемые результаты по проекту
- для детей: овладеть знаниями о народно-прикладном искусстве, уметь различать виды росписи.
- для педагогов: эмоциональный отклик на проделанную работу по проекту от детей и родителей.
- для родителей: наладить более тесную взаимосвязь с ребёнком и с участниками проекта.
План реализации проекта.
Этапы проекта Сроки этапов проекта Содержание этапов проекта
I этап - организационный 01.04.2014г. -
15.04.2014г. Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, обсуждение проекта с родителями, выявление возможности и необходимых средств для реализации проекта, определение деятельности участников проекта.
II этап –
продуктивный 16.04.2014г. -
30.14.2014г. Содержание деятельности воспитателей и детей с учетом интеграции образовательных областей. Взаимодействие с родителями: изготовление дымковских игрушек и гжельской посуды для выставки.
III этап –
презентативный 05.05.2014г. -
15.05.2014г. Организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного творчества».
Выставка детских творческих работ по росписям.
IV этап –
итоговый 16.05.2014г. -
27.05.2014г. Подведение итогов проекта с детьми, оценка полученных результатов. Постановка новой проблемы, вовлечение в новый проект.
Выполнение проекта :
1этап- организационный.
Анкетирование родителей
Привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры, выявить интересы и возможности семьи для организации мини-музея в группе детского сада.
Подбор, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству, разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности лепки из глины.
Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
Развивать у детей интерес к литературным, музыкальным и художественным произведениям.
Непосредственно-образовательная деятельность, при ознакомлении детей с декоративным искусством.
Акция «Подари книгу детскому саду»
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов глиняных игрушек и др.
Подбор народных игр.
Создание условий для успешной реализации поставленных задач.
Изготовление экспонатов для мини-музея
Реализация творческих возможностей воспитателей, родителей и детей, организация мини-музея.
2этап- продуктивный
Коммуникация
Беседа «Золотая хохлома»
Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.
Художественное творчество (рисование – хохломские ложки и подносы).
Учить создавать декоративный рисунок на полосках бумаги, расписывая хохломской росписью, уметь расположить роспись, воспитывать самостоятельность и интерес к работе, развить эстетический вкус, раскрыть творческие способности.
Проведение народных игр: Хоровод «На горе- то калина», «Горелки»
Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре
Познание, коммуникация, здоровье
Чтение сказок, отгадывание загадок о декоративно-прикладном искусстве «О хохломе»В. Боков, «Золотая хохлома»Н. Глазков
«Чаша» Ю. Николаева
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Познание, коммуникация, здоровье
Беседа: «Мастера Гжели»
Познакомить с видом народного декоративно - прикладного искусства - гжельской росписью. Учить создавать узоры на листах в формате народного изделия, используя характерные элементы: цветы, завитки, листья, точки. Закрепить умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
Художественное творчество (рисование «Гжельская посуда»)
Дидактические игры
Д/игра «Собери гжельскую розу» «Угадай, какая роспись?» «Собери хвост птице гжельским узором»
Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.
Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.
Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме птиц.
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,
индивидуальные способности детей.
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы «Есть в Подмосковье такое местечко» П. Синявский
Русские народные песенки, потешки, пословицы
«Незабудковая гжель» Н. Кутузова «Голубая гжель»Т. Демина
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы.
Беседа «Есть на Волге город древний, По названью – Городец».
Познакомить с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора.
«Роспись доски городецким узором»
упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка).
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы Частушки о городце И. Кадухина
«Есть на Волге город древний,
По названью – Городец. Т. Тимофеева
Сказка «Чудо-птицы»
Стихи о городце
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы.
Продолжать знакомство с дымковской игрушкой. Учить элементы узора, цвета используемые в дымковской росписи.
Учить передавать в лепке характерное строение фигуры, использовать разную технику при выполнении работы, сглаживать поверхность фигуры. Развивать творческий подход.
Игры с макетами дымковских игрушек по собственному сценарию.
Подвижная народная игра «Каблучок»
Дидактическая игра «Собери хвост птице по мотивам росписи»
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Танец с ложками в народном костюме
Коммуникация
Беседа «В мастерской дымковской игрушки»
Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
Закреплять представления о процессе создания игрушек. Обратить внимание на элементы росписи.
Лепка «Дымковская барышня, олешки, коняшки»
Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру- делить глину,придавая форму отдельных частей приемом вытягивания.
Художественное творчество
Рисование «Роспись дымковской барышни»
Учить украшать элементами декоративной росписи фигурки-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, развивать глазомер, чувство цвета
Проведение дидактических игр :
Д/ игры: «Составить узор». «Продолжи роспись». «Назови правильно» Настольная игра «Домино»
Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.
Познавательное развитие.
Коллективная и самостоятельная познавательная деятельность по рассматриванию старинных и современных предметов народной игрушки.
Цель - познакомить с историей дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
Продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Также познакомить с историей гжельской, хохломской и городецкой росписи.
Речевое развитие.
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, игрушка, гжель, городецкая роспись.
Художественная литература
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Заучивание стихов, загадывание загадок.
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Художественно-эстетическое развитие.
• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы», «Городецкие доски», «Хохломские подносы».
• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками.
• Рисование элементов дымковской, хохломской, городецкой и гжельской росписи,
• Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель».
3-этап презентативный.
Выставка детских работ «Красота своими руками»
Украшение группы, размещение материалов, изготовленных собственными руками: поделок, книг – самоделок.
Вовлечь детей в разнообразную продуктивную деятельность;
Привлечь родителей к совместной творческой работе с детьми.
Вовлечь детей в украшение группы к открытию мини-музея. Прививать эстетический вкус при расстановке экспонатов.
Праздничное открытие мини-музея.