Юлия Мясникова
Художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом ФГОС. Практическая работа
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю ознакомится с практической работой - ответами на задания ситуации в рамках обучения по теме "Художественно- эстетическое развитие дошкольников с учетом ФГОС ДО.
Вопросы по ситуации №1.
1. Как сливается на данном занятии обучение и воспитание в единый процесс?
Для ответа на этот вопрос сначала нужно дать формулировки понятиям «обучение» и «воспитание». Я воспользовалась такими:
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом ФГОС, Практическая работа» размещена в разделах
Воспитание (в широком смысле) - целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно – познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение – вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем до должного уровня, составляющего цель обучения.
Воспитательница во время обучения предложила детям самостоятельно выбрать песни и композицию рисунка. Она лишь создавала настроение, потихоньку наигрывая мелодии из выбранных песен. А, музыкальный педагог успешно простимулировала у деток проявления индивидуальности и гордости за свои работы. Таким образом, процессы воспитания и обучения слились в органичное единство.
2. Проанализируйте процесс формирования эстетических чувств у детей.
Анализ процесса, по моему мнению, здесь состоит из этапов:
- предподготовки (в том числе предварительного знакомства с песнями на музыкальных занятиях)
- повторения песен перед процессом рисования
- самостоятельный выбор образа для рисунка (свобода творчества)
- сопровождение «музыкальным настроением» процесса рисования
- гордость значимых взрослых за результат индивидуального творчества (укрепление уверенности ребенка)
3. Дайте психологическое обоснование влияния средств искусства на восприятие и изображение окружающей действительности.
В примере явным влиянием на восприятие и изображение окружающей действительности выступает музыка, как средство сопровождения изобразительной деятельности (хотя, из уважения к музыке, было бы и не верно ставить его в дополнительный источник эстетического восприятия. Они разные и оба прекрасны). Интеграция музыки в изобразительную деятельность на психическом уровне связала художественные образы Рисунка и Мелодии. Предположу, что дети в процессе выполнения задания под музыку ощущали единство изображаемого на рисунке образа, дополняя целостное описание картины мира.
Вопросы по ситуации №2.
1. В чем воспитательная и познавательная ценность данной прогулки?
Воспитательная часть прогулки заключается том, что воспитательница обращала внимание детей на цветы, добиваясь наработки понятия «пестроты», задавая детям наводящие вопросы.
Познавательная часть прогулки представлена в том, что дети проявили наблюдательность в поиске самых ярких цветов, запахов. Что дало толчок для дальнейшей работы мышления и Вова пошел дальше, анализируя процесс появления пчел и мотыльков у клумбы.
2. При каких условиях природа является средством эстетического воспитания?
Для восприятия природы, как средства эстетического воспитания необходимы наблюдательность, сравнение, анализ. То есть это то, что нужно давать проявлять детям в моментах прогулки и на экскурсиях.
3. Вспомните, какие картины природы произвели на вас в детстве неизгладимое впечатление.
То, что висело перед глазами и производило впечатление. А, перед глазами висел Сосновый лес Ивана Ивановича Шишкина.
Вопросы по ситуации №3.
Я вижу противоречие в этом задании. Игорь не может быть безинициативным, тк он уже провил инициативу (исходя из задания проявляет яркое желание БЫТЬ петрушкой. Это явный показатель присутствия инициативы. На детей так легко навешать ярлыки…).
1. Как помочь Игорю осуществить его желание?
Помочь ему развить навык ролевой игры. Подключить родителей, рассказать о возрастных особенностях психического развития и конфликтов этого возраста, и предыдущего этапа. Заодно порассуждать – что в группе делалось для того, чтобы критика детей была так явно выражена. Дети не поддерживают, а изгоняют… Это не приемлемо. Надо взывать к чувству общности, групповой поддержки.
2. Как вовлечь в коллективные игры застенчивых, безынициативных, робких детей?
Из опыта работы с такими детьми – у нас в группу пришла девочка. Очень робкая. Из другого садика. А, робкость там она заработала на упреках со стороны коллектива и педагогов (сказанное со слов родителей). Мы делали свою обычную работу и наблюдали. Через неделю пребывания у нас в группе - робость девочки стала менее проявлена. Она начала проявлять интерес к игре с другими детьми, выполнять легкие танцевальные движения, Еще через неделю начала разговаривать и рассуждать. Навешивать на детей ярлыки безинициативности нельзя. Это категорически не приемлемо. Врожденный ген познания есть у каждого. А, вот если среда подкачала – то тут вопросы к этой среде и значимым взрослым. Вовлекать в коллективные игры застенчевых детей нужно постепенно, без принуждения. Сначала дать им освоиться в группе. Дать себе задание – исследовать методы и походы к работе, которые могли привести к угасанию инициативы у дошкольника. Ребенок включится в игры, как психика будет готова и «опасность» и мешающий фактор станут не существенными.
3. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, проявляли и развивали свои художественные склонности и способности?
Формировать среду. Инициативность, любознательность, жажда к познания у детей врожденная. Главное, не задавить ее. Не ограничивать, а поощрять.
Вопросы по ситуации №4.
1. В чем образовательная и воспитательная ценность такой экскурсии по детскому саду?
Выше мы ввели определения воспитательной и образовательной деятельности.
Образовательная ценность – в знакомстве с различными видами художественного исполнения и оформления посуды, игрушек, функциональности наполнения.
Воспитательная ценность – в том, что детям рассказали, какой труд и мастерство вложено в создание предметов. Тонкая работа требует времени.
2. К каким выводам могли прийти дети в результате рассматривания различных предметов?
Рассматривая предметы дети могли прийти к выводам о назначении различных предметов в быте и жизни, о ценности труда, о сочетании форм и цветов, о том, что для того, чтобы получить что-то красивое и изящное – надо быть мастером в своем деле.