Галина Долгопятова
Художественно-эстетическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Долгопятова Г. А. воспитатель
Гармилина Л. В. воспитатель
Нарежная Л. Н. педагог – психолог
МБДОУ «Детский сад №3 с. Перелюб
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» размещена в разделах
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [См. пункт 2.6. ФГОС ДО].
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Осуществляя художественно- эстетическое развитие детей через музыкальную, изобразительную и театрализованную деятельность, педагоги помогают детям наиболее полно раскрыть себя, свои возможности, реализовать себя как творческую личность. На это нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Работа по художественно-эстетическому развитию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются : создание и обновление предметно-развивающей среды; вариативность в выборе тем НОД, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов; взаимодействие с семьями воспитанников.
Так как предметно-развивающая среда играет большую роль в художественно-эстетическом развитии детей, то в групповых комнатах ДОУ педагоги организовали центры «Искусства», «Конструирования», «Игры», «Театра». Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков.
Педагогами нашего ДОУ для детей созданы условия для развития творческой активности. Так, реализуя задачи по изобразительной деятельности, педагоги предоставляют детям право выбора материала для выражения своих замыслов, поощряют детское экспериментирование в построении композиции, направляют детей на использование различных нетрадиционных техник рисования. В процессе художественной деятельности ребёнок получает большие возможности для раскрытия и совершенствования творческих способностей. Для этого нашими педагогами была разработана программа с использованием нетрадиционной техники рисования, образовательный процесс которой строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей и, носит инновационный характер, так как в работе используются нетрадиционные методы.
В работе используются такие формы организации и проведения занятий: как беседы, наблюдения, прогулки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Полученные знания складываются в систему. Дети учатся замечать изменения, возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов.
В детском саду работает педагог-психолог. Работа осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Педагог- психолог проводит с детьми занятия по коррекции и развитию социально-эмоциональной сферы и психологической подготовке к школьному обучению.
Сравнивая результаты диагностики по изобразительной деятельности за несколько лет, мы пришли к выводу, что некоторые дети неуверены в себе, им не хватает самостоятельности, но, несмотря на это показывают хорошие результаты по таким критериям, как умение правильно держать кисть, карандаш, наносить мазки краски узкой и широкой кистью; узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их; правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе; изображать простейшие предметы и явления в действительности.
Для решения этой проблемы появилось желание разнообразить практические занятия детей по рисованию, поддержать инициативу и самостоятельность, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Организация разнообразных форм работы с детьми отразилась на результатах: дети стали проявлять интерес и творчество в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; участвовать в конкурсах театрализованных постановок и конкурсах поделок и рисунков, занимать призовые места.
Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей конечно же принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач художественно- эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
При работе с родителями воспитанников мы используем различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем родителей к участию в праздниках, развлечениях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы, памятки для родителей. Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит и от координации работы с другими учреждениями.
Все участники педагогического процесса живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры.
Проведенная работа позволила сделать соответствующие выводы: возможность применения нетрадиционных приемов рисования в работе с детьми создает потенциал для развития их воображения, мышления и творческой активности в изобразительной деятельности. У детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Рисунки стали интереснее, содержательнее, замысел богаче, а главное, каждый рисунок кажется для нас и для детей произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Результаты диагностики выявили положительную динамику развития изобразительного творчества дошкольников, высокий уровень освоения программы повысился на 8 %.
Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства, чтобы период детства запомнился им как веселый праздник.
Список литературы
Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой
В е р а к с а А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет.
Концепция дошкольного воспита ия // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5. — Давыдов В. В., Петровский В. А. и др.
К о м а р о в а Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет