Ксения Кремнёва
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с литературой и фольклором
▼ Скачать +Заказ
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста
В работе описываются особенности художественно-эстетической деятельности детей старшего дошкольного возраста, предпосылки для развития данной деятельности. Необходимость вовлечения родителей в образовательную деятельность.
Ключевые слова: дошкольное детство, фольклор, художественно-литературная деятельность, формирование речи, экспликация.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, Ознакомление с литературой и фольклором» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ознакомление детей дошкольного возраста с литературой и фольклором сегодня также соотносится с решением задач художественно-эстетического воспитания ребенка, что находит последовательное отражение в Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (ФГОС) и Примерных общеобразовательных программ дошкольного воспитания. Согласно ФГОС содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на решение задач формирования у ребенка целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развития литературной речи; приобщения к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
В художественно-эстетической деятельности ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя ка творческая личность. Но это нас нацеливает ФГОС ДО, где четко определяются задачи пред педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни. Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:
- тесная связь с искусством;
- индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
- взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности;
- освоение детьми доступных им средств художественной выразительности;
- интеграция разных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей;
- создание эстетической предметно-пространственной развивающей среды.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его успешного обучения в школе. Это объясняет необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, поиска новых путей развития речи у детей.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт уделяет особое внимание тесному взаимодействию с родителями и вовлечению их в образовательную деятельность. Безусловно, эффективность преодоления речевых нарушений дошкольников зависит от комплексного подхода к решению общих задач и создания единого педагогического пространства всеми специалистами ДОУ и семьи. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, "не замечают" выраженные речевые трудности детей или чрезмерно активно заботятся о накоплении ими "взрослого" словаря, заучиванию сложных по структуре и содержанию стихотворений. и от того, насколько активно родители включатся в деятельность по развитию речи собственных детей, во многом зависит успешность преодоления ими речевых недостатков и формирования речевой активности ребенка в повседневной жизни. Художественное слово является образцом в развитии речи дошкольника. Все мы знаем, как важно ежедневно читать детям знакомые и новые произведения художественной литературы, заучивать стихотворения, создавать условия для рассматривания книг с иллюстрациями лучших художников.
Для организации художественно-литературной деятельности с детьми воспитателю в первую очередь необходимо организовать развивающую предметно-пространственную среду.
Литературный центр в группе необходимо расположить вдали от других центров, чтобы дети могли сосредоточится на восприятии художественного текста, а также, не отвлекаясь, могли выразить свое впечатление от прочитанного произведения.
Оснащение центра включает в себя:
- стеллаж с книгами, где произведения литературы расставлены по жанрам. Также можно каждый жанр обозначить определенным цветом. Это облегчит детям поиск нужной книги. Открытые полочки и витражи для книг позволяют детям проявить инициативу при выборе литературы для чтения, либо для самостоятельного просмотра книги;
- уголок ряженья предназначен для выражения детьми впечатлений после первичного восприятия текста, а также для театрализации по прочитанным произведениям. В уголке должны присутствовать элементы костюмов, атрибуты костюмов (то, из чего можно собрать образ героя: ушки, хвосты, рожки, носы и т. п.) не только для детей, но и для педагогов. Небольшое зеркало рядом с уголком ряженья позволяет детям войти в образ героя произведения и обыграть его с помощью мимики;
- наборы различных театров используются воспитателем как вспомогательный материал для облегчения первичного восприятия детьми художественного текста, а также в свободной деятельности;
- ширмы и декорации находятся в свободном доступе для детей и необходимы для театрализованных представлений, проводимых совместно с педагогами и родителями;
- материалы для продуктивной деятельности, книжки-раскраски, трафареты находятся в открытом доступе и обеспечивают возможность для выражения детьми впечатлений после чтения; столики для продуктивной деятельности также находятся в центре, что позволяет детям в любой момент проявить себя;
- детская мягкая мебель очень удобна для чтения литературы детьми, для игровой деятельности;
- принадлежности для ремонта книг доступны для детей старшего дошкольного возраста, что позволяет проявить инициативу и починить книгу;
- портреты писателей, репродукции известных художников-иллюстраторов позволят вызвать интерес детей к литературному произведению;
- аппаратура для прослушивания аудиозаписей, наушники, диктофон, фильмоскоп, диафильмы, коллекция аудио произведений мастеров художественного слова вызывают у детей интерес к произведению, позволяют детям проявить себя в роли рассказчика.
Этапы художественно-литературной деятельности для восприятия детьми художественного текста :
1. Подготовительный этап (подготовка педагога к работе с художественным текстом, подготовка детей к восприятию литературного произведения);
2. Мотивационный этап (создание игровой ситуации, познавательный стимул, появление педагога в костюме какого-либо персонажа, изменение игрового пространства, внесение персонажа, появление героя куклы, с которым в сознании детей связано чтение книг);
3. Организация первичного восприятия художественного текста (выразительное чтение с показом иллюстраций, выразительное рассказывание, аудио прослушивание в исполнении мастеров художественного слова, разыгрывание текста с помощью кукольного театра, разыгрывание художественного текста воспитателем с использованием игровых атрибутов, чтение и одновременное разыгрывание текста детьми с помощью выразительных жестов, мимики, пантомимики и др.);
4. Экспликация (выражение, воплощение во внешнем поведении внутреннего состояния) художественного впечатления (рисунки, поделки, музицирование, инсценирование, словесные высказывания);
5. Осмысление художественного текста (проблемная беседа, театрализация, драматизация, творческое рассказывание).
С целью повышения интереса детей и родителей к художественному чтению воспитатель может организовать конкурс чтецов. При подготовке к этому мероприятию необходимо предложить родителям вместе с детьми заранее выбрать небольшие стихотворения на определенную тематику, разучить и представить их на конкурсе. При выборе стихотворения необходимо учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка. Конкурс юных чтецов организовать ка праздничный вечер, проведенный вместе с родителями. Конечно, главными героями должны быть дети. Родители помогут изготовить атрибуты, подобрать костюмы, разучить со своим ребенком диалог, чтение по ролям. В таком мероприятии родители окажутся не просто зрителями и помощниками, а также услышат речь детей. Это приведет к пониманию того, что важно не только заучить с ребенком текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Ведь это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу.
Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой - это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка ка можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.