Марина Рудакова
Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Существует различные определений понятия «художественно-эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.
В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель художественно-эстетического воспитания Л. А. Григорович.
Б. М. Неменский придерживается той же точки зрения: «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания».
Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Б. Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Художественно-эстетическое направление соответствует действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования (Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003, и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2008 года № 666).
В настоящее время возникла настоятельная необходимость в том, чтобы построить принципиально иную функциональную образовательную модель, базирующуюся на личностно-ориентированном принципе. Как считает руководитель коллектива разработчиков федеральных образовательных стандартов, член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондраков: «Стандарт нужен для адаптации человека к взрослой жизни во взрослом обществе». По его мнению, будущие школьники должны получить не просто знания, а «знания в действии» – то есть умение учиться даже после окончания школы.
Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает. Интеграция общего и дополнительного образования детей становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию художественной культуры человека.
Для того чтобы это стало возможным, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и изобразительной деятельности, интерес к которой возникает в раннем возрасте и проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы.
Во ФГОС определено, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе непосредственно образовательной деятельности (НОД, режимных моментов, в совместной деятельности взрослых и детей в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также к программам узкой направленности выдвигает следующие критерии:
• соответствие принципу развивающего образования (целью которого является развитие ребенка);
• сочетание принципов научности и практической применимости (возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• осуществление поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале (максимальное приближение к разумному «минимуму»);
• учет интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и личностными особенностями дошкольников;
• решение задач в совместной деятельности взрослого и детей (также при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования);
• построение образовательного процесса на основе игры;
• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,
В ФГОС обозначено, что образовательный процесс на занятиях изобразительной деятельностью должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Качественное, эффективное внедрение инноваций в образовательную практику детских дошкольных учреждений, предполагает знакомство с конкретными программами, реализующими ФГОС.
В соответствии с п. 5 ст. 14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или выбирать (из комплекса вариативных) те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.
Современная педагогическая наука предполагает вариативность содержания и программного обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста: в дошкольной практике предложено более 48 комплексных и дополнительных программ в области воспитания и развития детей. Все программы предусматривают разные подходы к организации непосредственно образовательной деятельности художественно-эстетического цикла в детском саду. В каждой программе сформулированы задачи воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возрастов, обозначены ведущие направления и формы организации разнообразной детской деятельности. К программам разработано методическое обеспечение, которым пользуются педагогические коллективы. И хотя структура всех программ дополнительного образования детей разная, их содержание ориентировано на классический, понятный практикам подход в организации работы по художественно-эстетическому развитию детей. Сравнительные характеристики наиболее распространенных программ, направленных на развитие художественно-творческих способностей, представлены ниже.
Сравнительные характеристики программ, направленных на развитие
художественно-творческих способностей.
КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ
«Детство». Редакция:В. А. Логинова,Т. И. Бабаева и др. Авторы:Л. М. Гурович,Н. А. Курочкина,А. Г. Гогоберидзе,Г. В. Курило.
Общее направление:содержание программы реализуется в форме этнокультурной соотнесенности дошкольного уровня образования с окружающим миром, на приобщении дошкольников к народным истокам своей страны и на интеграцию образовательного содержания.
ИЗО направление:раздел «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки»
включает:
-«Уровни освоения изобразительной деятельности»;
-«Рекомендуемые произведения искусства» для каждого возрастного периода.
«Радуга» Редакция:Т. Н. Доронова. Авторы:Т. Н Дорнова.
Общее направление:в качестве особых задач ставится передача разных способов деятельности,ориентация в поддержании мотивации,формирование осознаваемых целей
деятельности.
ИЗО направление:раздел «Изобразительная деятельность и развитие эстетического восприятия у детей» предполагает развитие способности изображать то,что для ребенка
интересно или эмоционально значимо (воспитание личностного способа отношения к миру, людям).
«Истоки»Редакция:Л. А. Парамонова и др. Авторы:Т. Г. Казакова,Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева.
Общее направление:программа предусматривает амплификацию детского развития,взаимосвязь всех его сторон.
ИЗО направление:создание развивающей предметной среды;Формирование «образа музея»как собрания предметов красоты культурно-исторического значения;Сотрудничество с семьей ипсихологом;Способность создания нового продукта,отличающегося оригинальностью,вариативностью, гибкостью и подвижностью.
«Примерная программа обучения,воспитания и развития детей раннего и дошкольного
возраста»Редакция: Л. В. Пантелеева. Авторы: Т. Г. Казакова,И. А. Лыкова
Общее направление:непосредственное воспитывающее и обучающее воздействие педагога на детей.
ИЗО направление:содержание изобразительного цикла представлено в виде задач
-Организация педагогом ситуаций,обеспечивающих развивающее взаимодействие между собой;
-Создание педагогом предметной среды,инициирующей детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» Редакция:М. А. Васильева. Авторы:Т. С. Комарова.
Общее направление: на первый план выдвигается развивающая функция образования,обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.
ИЗО направление:раздел «Изобразительная деятельность строится на принципе
культуросо-образности ;
-Содержит высокий художественный уровень используемых произведений культуры;
-Учитывает национальные ценности и традиции;
-Восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.
«Развитие»Редакция: Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко и др. Авторы: Л. А. Венгер
Общее направление:основные цели программы – развитие умственных и художественных способностей каждого ребенка, а также специфических дошкольных видов
деятельности.
ИЗО направление: изобразительная деятельность ориентирована на построение и
использование образов,соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и
отношений.
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Цветные ладошки» - И. А. Лыкова.
Нацелена на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру как универсальному способу гармонизации личностного самоосуществления в процессе создания эстетической картины мира. Художественная деятельность
на всех ее уровнях – восприятие – исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.
«Природа и художник» - Т. А. Копцева.
Программа нацелена на формирование у детей 4-6 лет целостных представлений о природе
как живом организме. Задействованы экологическое и эстетическое воспитание с использованием метода диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-
игровые ситуации и др. Осуществляется на приобщении детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры. Система художественно-творческих заданий имеет
концентрический принцип построения: каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
«Красота, радость,творчество»-Т. С. Комарова. Целостная интегрированная
программа эстетического и художественно творческого развития и воспитания детей
дошкольного возраста, эффективно содействующая духовному и интеллектуальному
развитию детей. В программе положены принципы народности,комплексного использования
разных видов искусств (музыкального,изобразительного,театрального, литературы и
архитектуры, сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает
нарастание творческих возможностей детей с 2 до 6 лет.
«Семицветик»- В. И. Ашиков,С. Г. Ашикова. Направлена на культурно-экологическое образование детей дошкольного возраста, на развитие духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности. Задачи программы строятся на осознании маленьким человеком возвышенного, утонченного и прекрасного, взятого из окружающего мира, природы и мировой культуры, на воспитании нравственности, широкого кругозора, развитии творчества через восприятие красоты.
Интегрированная полихудожественная программа «Искусство –музей –творчество»- Л. Г. Савенкова,И. Б,Сенновская,Н. В,Антипова. Современный интегрированный полихудожественный подход, опирающийся на передовые идеи различных научных школ в области художественного образования и учитывающий психические особенности детей, их интересы и предпочтения в художественно-творческой деятельности. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления, как информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка,его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности.
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»-Г. С. Швайко Авторская программа, основанная на глубоком знании особенностей дошкольного
возраста, широком использовании игровых методов и приемов. Ориентирована на ознакомление дошкольников с окружающим миром, на обогащение и активизацию словаря, на форматирование у детей изобразительных умений и навыков, развитие творческих
способностей.
В непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации и конструированию при условии оптимальной реализации ФГОС у детей закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будут формироваться конкретные предметные знания, умения и навыки, обеспечивающие у них такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».
Универсальные учебные действия открывают дошкольникам возможность широкой ориентации не только в общей учебной деятельности, но и в различных предметных областях, включая изобразительное искусство, способствующее накоплению субъективного опыта как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
Применение УУД в непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству в ДОУ также позволяет осуществлять взаимосвязь детского сада и школы в реализации умственного, трудового, нравственного, этического, а также эстетического воспитания детей, включая все его средства.
Таким образом, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новые требования, с нашей точки зрения, имеют прогрессивный характер, позволяющий не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития образовательной системы в целом. Но следует помнить, что качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а, прежде всего, от личности педагога, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний.