Салима Алтынхузина
Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-творческая деятельность, как средство социализации детей.
ЦЕЛЬ: познакомить с художественным творчеством, развивать художественный вкус, слушать взрослого, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
ЗАДАЧИ:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: сплотить на основе интересной деятельности, оставаясь игрой, создать ситуацию успеха, где ребенок приобретает важное личностное качество – уверенность в своих силах.
Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей;
ОБУЧАЮЩАЯ: выявить знания о предметах и явлениях, интересующие связи, существующие между предметами и явлениями.
СОДЕРЖАНИЕ
1. СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕБЁНКА - это результат специально организованного общественного опыта.
2. ПРИНЦИПЫ ФГОС.
3. ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В РАМКАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
4. МЕТОДЫ.
5. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.
1. СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕБЁНКА - это результат специально организованного общественного опыта.
В детских садах воспитательный процесс реализуется в соответствии с учебными программами, отвечающими Федеральным государственным общеобразовательным стандартам (ФГОС) к дошкольному образованию.
В работе возникает необходимость, развивать социализацию во всех сферах деятельности.
Не редко приходится замечать неуверенность детей в самых простых делах. Приходится слышать: «Не буду, не могу, не хочу!».
Тревожность, неусидчивость рассеянное внимание, кратковременная память, снижен интерес к окружающей жизни, трудно усваивают общепринятые нормы, правила поведения.
Мы, воспитатели должны стать помощниками ребёнка в его социальном развитии, чтобы он в дальнейшем умело адаптировался в окружающем его обществе, был уверенным, счастливым и самодостаточным.
Важно отметить, что для достижения позитивных результатов в социализации, необходимые методы работы должны быть задействованы непрерывно как в детском садике, так и в семье.
Одним из средств социализации детей является: художественно-творческая деятельность, которая помогает общаться с каждым ребёнком индивидуально, настроить его на участие, играть в коллективе.
У детей младшего возраста недостаточно развит умение правильно держать карандаш, но, когда ребята оставляют на листе, хоть какой-то след, вызывает радость и улыбку на лице, что благоприятно влияет на социальное развитие малыша.
На первых этапах своей работы я давала детям готовые фигурки из бумаги, где ребёнку предлагаю нарисовать глазки, пуговицы на рубашке и. д.
В результате ребёнок получал готовую игрушку и мог начать игру с другим ребёнком.
Художественно-творческая деятельность в её различных формах является универсальным средством в социальном развитии детей, которая относится к основным принципам ФГОС.
2. ПРИЦИПЫ ФГОС
* Принцип развивающего образования (от простого к сложному)
* Принцип интеграции; (использование во всех образовательных областях в соответствии с возрастным. и возможностями)
* Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, систематичность и последовательность обучения, практическая направленность занятий.
* Совместная деятельность взрослого и ребенка, взаимодействие с родителями, сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом.
* Преемственность дошкольной образовательной программы с основными программами начального образования.
3. ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В РАМКАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Художественно-творческая деятельность предлагает широту выбора видов работы с детьми в рамках их социализации:
*Рисование (кисть, карандаш, пластилин);
*Лепка (тесто, пластилин, глина, пластик, папье-маше);
*Аппликация (бумага, ткани, природный материал, коллаж);
* Работа с бумагой (оригами, квиллинг, торцевание, объемная аппликация);
*Театрализованная деятельность – использование жестов и мимики в заучивании стихов, упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный кукольный театр (использование и изготовление реквизита и костюмов, масок. В рамках театральной деятельности осуществляется активное познание общепринятых сценариев поведения.
4. МЕТОДЫ. Сферы применения методов также разнообразны.
Это может быть самостоятельная работа, часть интегрированного процесса, организация досуга, свободного времени. Частая смена видов деятельности не позволяет ребенку скучать
Каждому ребенку найдется дело по душе, и даже свободное от обучения время, дети могут провести за любимым делом. Созданная в группе атмосфера способствует их творческой реализации своей наглядностью и разнообразием.
Крайне важен метод «аналогии», который может быть включен в любой вид деятельности. Смысл этого метода может использоваться, к примеру, в изучении истории, традиций рукоделия, труда и отдыха. В дальнейшем освоении рассматриваемого вида деятельности, сравнении с существующим Широкий кругозор в различных сферах искусства позволяет ребенку в дальнейшем быть интересным собеседником.
Не секрет, что в последнее время нам приходится сталкиваться и с детской агрессивностью. Наша работа, конечно, должна быть направлена на устранение причин детской агрессии, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Художественно-творческая деятельность увлекает таких детей и частично снимает моменты агрессии.
Театрализованная, сюжетно-ролевые игры «игра в театр», дает возможность объединить детей общей идеей, сплотить на основе интересной деятельности, оставаясь игрой.
Большое количество вариантов творческой деятельности позволяет создать ситуацию успеха: ребенок приобретает важное личностное качество – уверенность в своих силах
Зная, что, каждый силен в своем, одному удается лучше рисование, другому аппликация, а третьему что-то другое, дети не испытывают чувство зависти.
Ребенку нравится осознавать, что рисунок или подделка – результат его собственных усилий.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно- волевой и эмоциональной сфер личности.
Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей;
расширяется знания о предметах и явлениях. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями.
Переход из одной группы в другую связан с изменением психологической позиции детей: дети начинают ощущать себя более взрослым, развиваются, более осознанно относятся к данному игровому заданию педагога.
Старший дошкольный возраст важный период, когда ребенок уже ощущает свою взрослость и познает новый статус «будущего школьника».
Ребёнок утрачивает прежние детские интересы, скрывает свои чувства и переживания от окружающих. За скрытыми симптомами, развивается позитивное достижение ребёнка-стремление к новой социально значимой позиции и самостоятельности.
Это период продолжает фактическое складывание личности, характеризуется дальнейшим развитием личностных «механизмов» поведения.
В эти годы у ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которое образует новое, высшее единство субъекта - единство «личности».
В возрасте шести лет у дошкольного социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я И ОБЩЕСТВО»
5. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ.
На процесс социализации оказывают агенты социализации.
*семья (родители, братья, сестры)
*детский сад (педагоги, сверстники, общение старшими дошкольниками)
*общество (сверстники, друзья)
*школа (в младшем возрасте в первую очередь учителя)
Именно потому, что период старшего дошкольного детства, есть период младшего школьного детства.
Опираясь на характерную младших школьников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны педагогов дошкольных и школьных сфер необходимо обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы творчества.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.
Художественно-творческая деятельность представляется, как средство развития творческих способностей детей.
Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции – создает не только благоприятную почву для развития социальных навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, но и является предпосылкой к будущей успешной учебной деятельности.
Занимаясь творческой деятельностью, дети становятся более аккуратными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, терпеливыми в работе и в отношении друг к другу. У них развивается мышление, воображение, фантазия.
В нашем детском садике праздники не похожи на череду календарных стандартных мероприятий.
Педагоги вместе с детьми испытывают необыкновенное вдохновение, перед праздником готовят костюмы, декорации.
К примеру.
*Ко дню «Космонавтики»
Мы готовили вместе с родителями, декорации ракеты, макет солнечной системы, с детьми вырезали звёзды- планеты.
*На «День здоровья» наши сотрудники сшили костюмы «Микроба» «Простуды» и нарядились названными героями.
Дети мечтают погрузиться в мир сказки, ощутить себя волшебным персонажем.
На примере постановки сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», которую мы представили на районном конкурсе большая заслуга работы родительского комитета, родителей и сотрудников.
В освоении методов художественно-творческой деятельности дети проявляют искренние эмоции, что развивает их способность к взаимопомощи, позволяет накопить наиболее позитивный социальный опыт.
Радость и улыбки детей, спокойствие и терпение в общении – наилучший показатель их успешной деятельности.
Список литературы:
1. Зацепина М. Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». Обзор программы дошкольного образования. – М. : ТЦ. Сфера, 2010.
2. Евдакимова Е. С., Додокина Н. В. «Семейный театр в детском саду»: Совместная деятельность педагогов, родителей и детей – Н. : Мозаика-Синтез. 2008.
3. Липовцева А. В. «Социокультурная адаптация детей с речевыми возможностями в процессе художественного творчества» - Барнаул. : Издательство АЛТ ГАКИ, 2008.