Оксана Жасан
Консультация для родителей «Деятельность как средство социализации личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : "Деятельность как средство социализации личности дошкольника. "
Самостоятельность- одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
Публикация «Консультация для родителей „Деятельность как средство социализации личности дошкольника“» размещена в разделах
Первые проявления потребности в самостоятельности обнаруживаются в утверждении малыша " Я сам!", что свидетельствует о качественном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, о растущей позиции ребёнка как субъекта реализации своих интересов и желаний.
В этой изменяющейся позиции дошкольника, утверждающей "я сам!", " я хочу!", " я умею!", заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в деятельности, а самостоятельность становиться личностным качеством. Поэтому очень важно не затормозить такие тенденции в поведении ребёнка, всячески поддерживать и развивать их.
Известно, что первые трудовые действия малыша связаны с самообслуживанием, которые являются для него протестом, заключающим в себя немало трудностей, преодоление которых вызывает радость: "я сумел сам!", " я научился!", "я- молодец!".
Постепенно овладевая разными трудовыми процессами, ребёнок все больше начинает чувствовать свою умелость. Он отказывается от помощи взрослых и все чаще просит: " научите меня самого!", то есть выражает потребность в проявлении самостоятельности.
Однако нередко под "нажимом" взрослого, которому некогда ждать, пока малыш справиться с непослушными рукавами, колготками, и гораздо легче одеть его, чем научить, терпеливо относясь к неумелым действиям, ребёнок может смириться со своим положением пассивного объекта действий педагога или родителей. При этом совершаешься грубейшая ошибка в воспитании: дошкольник начинает чувствовать свою беспомощность, растёт его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул "Я сам", побуждающий к активности, проявлению волевых усилий.
Опора на детское "Я сам" должна стать одной из основ воспитаниясамостоятельности дошкольников.
В работе венгерских ученых Й. Раншбурга и П. Поппер описывается разные отношение родителей к стремлению дошкольника действовать самостоятельно. Они отмечают наличие двух крайних позиций: разрешающей и запрещающей.
Разрешающая (подбадривающая) позиция взрослого побуждает ребёнка к активным действиям. У него формируется чувство уверенности в своих возможностях, которое позже перерастает в ответственность за свои действия и поступки.
Запрещающая позиция взрослого оказывает тормозящее воздействие, развивает беспомощность.
Финал этого процесса, как замечают авторы, проявляется во взрослые годы: " Из ребёнка выпростает или самостоятельный, независимый и ответственный человек, или же личность, постоянно зависящая от окружения, ощущая постоянную потребность в чьем-то вмешательстве. "