Ксения Блохина
Программа по самообразованию «Художественно-эстетическая деятельность как средство ознакомления детей с окружающей природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Современный педагог – это пример высококлассного специалиста. На данном этапе развития образования новые условия требуют от педагога быть коммуникабельным, разносторонним и мобильным во всех смыслах. Самообразование есть тот ключик к успеху в профессиональной деятельности воспитателя, помогающий ему реализовывать намеченные планы и творческие замыслы. Только стремящийся к саморазвитию педагог может успешно существовать в нынешних условиях образовательной реальности. Развитые навыки, приобретенные умения и знания, гарантируют успешность любой работы. Особенно это важно для педагога. Творческий, коммуникабельный и ответственный человек всегда будет в поиске источника новой информации, и, найдя его, всегда применит как полезный и живительный дар.
Публикация «Программа по самообразованию „Художественно-эстетическая деятельность как средство ознакомления детей с окружающей природой“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Для меня тема саморазвития и самообразования всегда актуальна. Отсутствие профессионального прогресса тормозит как личность, так и профессионализм. В стремительном потоке жизни и постоянном развитии мира педагог должен быть всегда в курсе происходящих изменений и быть в ногу со временем. Профессионально-личностный рост отражается как на личности педагога, так и на воспитанниках, поэтому, чтобы воспитать достойное поколение, необходимо быть разносторонним и не стоять на месте. Самообразование – одна из важнейших составляющих профессионализма воспитателя. План профессионально-личностного развития имеет цель расширения информационного поля педагога, повышение эффективности в процессах обучения и воспитания, развития детей, также способствует формированию новых педагогических методов и приемов и развитию творчества в профессиональной деятельности.
Тема: «Художественно-эстетическая деятельность как средство ознакомления детей с окружающей природой».
Цель: Изучить и применить на практике систему работы по ознакомлению дошкольников с окружающей природой через художественно-эстетическую деятельность.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по выбранной теме:
изучить теоретический аспект данного вопроса;
познакомиться и проанализировать опыт педагогов работающих в данном направлении;
изучить способы, методы и приёмы знакомства дошкольников с природой через художественно-эстетическую деятельность.
2. Выработать основные пути профессионального саморазвития.
-формирование художественно-эстетических навыков и умений;
-формирование навыков самостоятельной деятельности;
-повышение самооценки воспитанников и становление уверенности в своих силах;
-способствовать развитию творческих способностей, любознательности, наблюдательности.
3. Определить этапы и ключевые направления деятельности в процессе самообразования :
-создание предметно – развивающей среды в группе;
-использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми;
-разработка форм взаимодействия с родителями.
Актуальность:
Дошкольный возраст является важным этапом развития и воспитания личности ребенка. Он является важнейшим периодом приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его социализации. Большое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию, как средству ознакомления с окружающим миром, с помощью которого в дошкольном возрасте закладываются основы для развития нравственной стороны личности, становление познавательной сферы, привитие эстетического вкуса и гармонично развитой личности в целом.
Отношение дошкольника к окружающему миру строится на основе разнообразных видах художественно-эстетической деятельности, оно также неотделимо от самоопределения ребенка в мире культуры. В различных видах творческой деятельности дошкольник формирует пространственную, личностную реальность, где открывает мир и самого себя по-новому.
Этапы работы/Содержание деятельности/Предполагаемый результат/Сроки и формы отчета
Подготовительный этап.
Изучение методической литературы:
•Регулярный обзор периодических изданий, методической литературы.
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду.
- Федотова A. M. Познаем окружающий мир играя.
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.
- Ветлугина Н. А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему.
- Виноградова H. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг.
- Как знакомить дошкольников с природой. / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др.
- Журнал «Детский сад от А до Я»;
- Журнал «Педагогическая техника»
• Приобретение методических новинок и их применение в работе.
• Регулярный просмотр интернет ресурсов, их изучение.
Интернет – журналы:
- https://www.pedagogika-cultura.ru/
https://periodika.websib.ru/node/32313
https://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
https://www.i-deti.ru/
Сайты для работников сферы образования:
- https://nsportal.ru/
- https://www.maam.ru/
Мастер – классы, семинары, круглые столы:
•Участие в семинарах, мастер-классах, ГМО «Художественно-эстетическое развитие».
Предполагаемый результат:
Формирование теоретической базы.
Накопление и формирование научно-теоретической базы по теме самообразования.
Составление электронной базы методических материалов.
Сроки и формы отчета:
Обзор методической литературы по теме самообразования на педагогическом совете, декабрь 2015.
Презентация отобранного научно-методического материала.
Практический этап.
Разработка дидактических игр: «Природные нелепицы»,«Дары времен года»,«Что изменилось?»,«Что растет?»,«Рассеянный художник».
Разработка бесед: «Береги природу!»,«Дружим с лесом»,«Дружим с животными».
Экскурсия: Проведение экскурсии по территории ДОО.
Художественно-творческая деятельность : Лепка, аппликация (с использованием природного материала, использование различных материалов).
Распространение опыта педагогическому коллективу: Использование творческой деятельности при знакомстве дошкольников с природой.
Проведение родительского собрания:«Роль природы в развитии творческого начала дошкольников».
Анкетирование, беседы, консультации.
Предполагаемый результат:
Проведение игр с детьми.
Усвоение знаний дошкольниками
Знакомство с окружающей природой.
Серия конспектов занятий.
Выступление с докладом на педагогическом совете.
Совместная работа педагога и родителей.
Сроки и формы отчета:
В течение учебного года. Фотографии игр детей.
Сентябрь – май. Фотографии с проведенных бесед. Рисунки детей после проведенных бесед.
Сентябрь – май. Фотографии. Аппликации из природного материала, рисование увиденного на экскурсии, лепка из пластилина.
Сентябрь, декабрь, май. Использование презентаций, иллюстраций, репродукций известных художников. Аппликация, рисование, лепка на тему природы, также использование в работе природных материалов.
Апрель. Публикация статьи на сайте ДОО. Заочное участие в конференции (обзор проделанной работы). Презентация полученных результатов, подготовка и выступление с докладом.
Март. Проведение родительского собрания с непосредственным включением в деятельность по ознакомлению с природой.
Аналитический этап
1. Систематизация приобретенного опыта по теме самообразования.
2. Оформление результатов изученной темы в виде информационной папки.
3. Публикация статей на официальном сайте ДОО на личной странице.
Предполагаемый результат:
1. Выступление на педсовете ДОО с докладом (использование презентации).
2. Передача педагогического опыта среди коллег.
Сроки и формы отчета:
Май. Анализ проделанной работы. Выступление перед коллегами с докладом и полученными результатами. Оформление материала для методического кабинета ДОО.