Елена Бортникова
Проект «Виртуальный музей как средство социализации докшольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Виртуальные музеи как средство социализации дошкольников»
Автор проекта : Бортникова Е. А.
«Если Вселенная беспредельна, а Природа не имеет исчисления в своем творчестве, то единственная модель этой беспредельности и этих богатств - есть Ребенок»
Ш. Амонашвили
Актуальность проблемы :
Публикация «Проект „Виртуальный музей как средство социализации докшольников“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняли педагогические функции. В музее человек не просто получает знание, а учится быть человеком. Включение «Виртуального музея» в образовательный процесс способствует объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, общей культуры личности ребенка.
Работа по созданию Виртуального музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы предлагают помощь,что в результате ведет к улучшению партнерских отношений с родителями и наблюдается рост духовно – нравственного воспитания детей.
Понимая всю значимость» Виртуального музея», мы пришли к выводу, что творчество русского народа близко по своей природе к творчеству ребенка – дошкольника,это простота, завершенность формы, обобщенность образа.
Проблема исследования
Для реализации новой идеологии ФГОС ДО назрела необходимость в обновлении методов и организационных форм работы для построения образовательно-воспитательного процесса, так как:
невысок уровень музейной культуры и исторической памяти у детей и родителей;
недостаточные условия для интеллектуального, духовно-нравственного развития воспитанников с учетом их природных задатков.
Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У виртуальных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами.
Противоречие
… между значительным познавательным, созидательным, экономическим, педагогическим, консолидирующим потенциалом виртуальных музеев, широко используемым в мире, - и недооценкой этого феномена в российском обществе в целом, в научном сообществе и органах управления сферой культуры в частности; между большим объёмом эмпирического материала и постоянно поступающей новой информацией, - и недостаточной степенью научной разработанности проблемы и теоретического осмысления фактов; между необходимостью инновационного развития России, вызванного требованиями современности - и практической реализацией, реальным положением дел при разрешении этих задач, медленным развитием инновационных процессов.
Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Кроме того музей способствует и реализации интегрированного подхода в обучении и создании детской деятельности. Музеи помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами детского сада. А также расширяют кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, широкими экспозиционными возможностями.
Цель:
Приобщение детей к ценностям российской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам, а также формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта.
Развить у детей наглядно-действенного мышление, сформировать представление о предметном мире, созданным руками человека. Ввести элементы краеведения в систему работы с дошкольниками, что бы развивать у детей основы исторического сознания, социальную компетентность, воспитать патриотическое чувство. Расширить возможности дошкольного учреждения по приобщению детей к общекультурным, национальным, гражданским ценностям.
Сориентировать дошкольников 4 -7 лет, в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, сформировать основы художественной и визуальной культуры.
Задачи:
Сотрудничать с семьей и социумом по развитию детей средствами искусства.
Развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
Формировать проектно - исследовательские умения и навыки.
Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.
Подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать выразительные и интересные образы.
Развитие художественно-эстетического восприятия и образного мышления.
Обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства.
Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства.
Формирование основ музейной культуры и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом.
Создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.
Освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.
Повышение информационной компетентности.
Применение новейших технологий в художественном образовании.
Формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире.
Возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность.
Разработать алгоритмы, методы и формы интерактивного включения родителей в образовательный процесс.
Новизна проекта
Соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.
Широкими экспозиционными возможностями,
Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используются интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в образовательном процессе.
Предполагаемый результат
Новые программы должны будут обеспечить переход:
от возможности развития с помощью обученного взрослого – к поддержке
детской инициативы взрослым, сотрудничеству со взрослыми (доверие активности
самого ребенка);
от обучения – к пробуждению и поддержке детской любознательности,
поддержке желания изучать и исследовать окружающий мир, к развитию воображения,
фантазии ребенка;
от порядка и стабильности – к многообразию и вариативности;
от накопления и «изобилия» к созданию стимулирующей и
способствующей поддержке детской инициативы предметно-развивающей среды
(гибкой и модифицируемой);
от строгости и дисциплины – к эмоциональному благополучию ребенка,
диалогу, комфортности отношений ( смещение акцентов: радостное обучение, к теплым
отношениям между взрослыми и детьми (эмоциональное благополучие детей).
Участники проекта
Педагогические работники, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, социальные партнеры
Выводы
В течение 2015-2016 учебного года педагогический коллектив МДОУ работал по теме проекта. В течение этого времени педагогические работники проводили разнообразную работу с детьми, направленную на воспитание основ музейной культуры
Создан список сайтов традиционных музеев, осуществляющих виртуальные экскурсии.
Для организации систематичной и целенаправленной работы с родителями составлен перспективный план взаимодействия, определены основные совместные мероприятия, отражены наиболее интересные формы, методы и приёмы работы, используемые при проведении мероприятий в музее и средствами музея.
Однако в ходе реализации проекта педагогический коллектив МДОУ столкнулся и с рядом проблем:
использование экспонатов ряда музеев ограничено рамками одной темы или временного периода («Музей опавших листьев», «Зимний лес», «Мой веселый снеговик» и т. п.);
невозможность долговременного существования мини-музея с эксклюзивными экспонатами (например «Музей семейных реликвий»);
участие в создании и посещений экспозиций мини-музеев ограниченного числа воспитанников и родителей (чаще всего в создании и пополнении коллекции мини-музея участвует определенная возрастная группа);
невозможность 100 % активного участия родителей (законных представителей) в создании и пополнении экспозиций мини-музеев в виду большой загруженности.
Исходя из выше изложенного проект является актуальным, так как виртуальный музей - это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее : экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии; время «работы» может исчисляться годами; количество выставок, как правило, регламентировано не количественными категориями, а концепцией, связанной с появлением новой идеи, интересного проекта; виртуальный музей никак не связан с реальным помещением.