МААМ-картинки

Художественная литература как средство овладения знаниями о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

Надежда Воркова
Художественная литература как средство овладения знаниями о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература как средство овладения знаниями о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

(выступление на педчасе)

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается основа, на которую будет опираться все последующее знакомство с огромным литературным наследством. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи. Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает превосходные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Тем самым он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Публикация «Художественная литература как средство овладения знаниями о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад — первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники — скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, совместно они раскрывают идею, проникаются переживаниями за героев.

В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту, они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада. Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

4. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей, высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В круг детского чтения и рассказывания входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать библиотеку, дополняя ее новыми произведениями. Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Методы работы с художественной литературой :

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей [3, с. 27].

На протяжении всего дошкольного детства в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям.

Художественная литература как средство овладения знаниями о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста используется непосредственно в образовательной деятельности для формирования представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.

Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это, «представитель профессии» (как называется человек данной профессии, «инструменты труда» (чем работает человек, «трудовые действия» (что делает человек, «результат труда» (что получилось, общественная польза труда (кому это нужно).

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Средством ознакомления с содержанием труда выступают произведения художественной литературы. Прослушивая их, дети анализируют не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нем.

При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, используют наглядные пособия, умело сочетая их со словесными. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : провоцирует интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им делать свое дело хорошо. Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Я. Маршака - пожарника Кузьмы («Пожар», почтальона («Почта», С. Михалкова - дяди Стёпы-милиционера, из произведения «Бабушкины руки». За последние годы наши детские писатели создали большое количество произведений о труде. Они помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, побуждают подражать им.

В детской художественной литературе много произведений, прославляющих труд. С помощью данных произведений можно дать новую информацию о профессиях, закрепить ранее полученные знания. Научить детей гордиться успехами людей, открыть для ребёнка значимость его трудовой деятельности, воспитывать бережное отношение к труду взрослого можно благодаря стихотворениям В. Степанова «Шофер», «Машинист», «Каменщик», «Маляр», Б. Заходера «Строители», А. Жарова «Пограничник», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Итак, важную роль в формировании представлений у детей о людях разных профессий играет чтение художественных произведений. Своей образностью, эмоциональностью детская книга побуждает интерес детей, уважение к человеку труда, желание подражать героям, подобно им хорошо трудиться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина. -М. : "Педагогическое Общество России", 2000.- 128с.

2. Буре, Р. С. Учите детей трудиться : Пособие для воспитателя детского сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година. – М. : Просвещение, 1983.- 141 с.

3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Педагогика, 2011. -192с.

4. Виноградова, А. М. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду / А. М. Виноградова и др. – М. : Просвещение, 1987.-221 с.

5. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; под ред. В. И. Логиновой. – М. : Детствопресс, 2004.-128 с.

6. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. /Н. Н. Захаров. – М. : Педагогика, 2012 .-110 с.

7. Зарединова Э. Р. Художественная литература как средство формирования представлений о профессиях у детей старшего школьного возраста // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2019. – № 5 (9).

8. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.-46 с.

9. Комарова Т. Т. Трудовое воспитание в детском саду / Т. Т. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 48 с.

Публикации по теме:

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) Итоговое комплексное занятие в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) "В гостях у сказки. " Авторы занятия:.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Коллаж — средство развития творчества детей старшего дошкольного возрастаКоллаж — средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Коллаж- одна из самых любимых моих техник в творчестве с детьми. Коллаж относится к разряду смешанных техник. В коллаже сочетаются рисование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство овладения знаниями о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 августа 2024 в 08:59
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство овладения знаниями о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Воркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД