Елена Дмитриева
Художественная литература как средство формирования творческого мышления у дошкольников в век компьютерных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Всего каких-то 20 лет назад жизнь людей в нашей стране кардинально отличалась от жизни в современном мире. Казалось бы, что нового может быть в детских садах, в которых педагоги ежедневно занимаются воспитанием детей?
В первую очередь эти изменения коснулись программ образования. Так Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует нас на воспитание читателя способного отождествлять себя с полюбившимся персонажем; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения. И во вторую очередь это внедрение информационных технологий в воспитание и образование дошкольников. Стоит сразу оговориться, что под информационными технологиями для дошкольных учреждений следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук. Все это активно используется в нашем детском саду во время обучения и воспитания.
Публикация «Художественная литература как средство формирования творческого мышления у дошкольников в век компьютерных технологий» размещена в разделах
Современные информационные технологии в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Так, например, с помощью мультимедийного проектора дети могут увидеть редкие иллюстрации к книгам, которые находятся в крупных библиотеках нашей огромной страны.
Раньше сам поиск иллюстраций отнимал много времени у педагогов, а сейчас любую, даже самую редкую иллюстрацию можно найти в интернете, доступ к которому имеет каждый сотрудник нашего детского сада.
Видеофайлы позволяют более образно преподнести условия жизни и работы писателей и авторов любимых детских книг. Такие видео занятия оставляют неизгладимый след в памяти дошкольника, дарят ему новые эмоции и способствуют формированию творческого мышления.
Также в нашем детском саду уже давно используются:
магнитофоны – для прослушивания аудиосказок, проведения музыкальных физкультминуток, фонового сопровождения занятий;
видеоплеер + телевизор – для просмотра тематических фильмов, сказок;
видеокамера – для съемки моментов жизни детей в группе на всех возрастных этапах от младшей, до подготовительной группы;
фотоаппарат – для запечатления результатов работы и развития детей.
Однако мы не забываем о незаменимости печатных изданий в развитии творческого мышления дошкольников. Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.
При календарном планировании образовательного процесса, важную роль занимает знакомство с творчеством одного автора или писателя. Совсем недавно в нашем детском саду была неделя, посвященная творчеству В. Сутеева. И мы совместно с ребятами и их родителями организовали выставку книг В. Сутеева. Познакомились не только с жизнью и произведениями автора через печатные издания, но также познакомились с замечательными иллюстрациями в виде фото и видео презентаций, которые созданы к своим произведениям и произведениям К. Чуковского. Такая форма работы оставила неизгладимый след в сознаний детей и они предложили создать свой альбом с иллюстрациями к произведениям Владимира Григорьевича. Также мною была подготовлена презентация для закрепления знаний детей по творчеству В. Г Сутеева на примере сказки «Под грибом». Где мы смогли проверить такие аспекты творческого мышления как память и внимание.
Совместно с родителями дети придумали и сделали дома каскады своих любимых сказок и представили их друг другу в группе в сопровождении с описанием и рассказом. Таким образом, дети принимали непосредственное участие в проведении и подготовке к занятиям. Все сказки пересказывались по представленным иллюстрациям и каскадам с любимыми сказками.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что занятия станут более интересными и познавательными, если мы соединим весь опыт и знания, копившиеся десятки лет в рукописном виде с информационными технологиями, ведь современные дети развиваются в ногу со временем компьютерных технологий и мы не должны отставать от них.