Наталья Оленчук
Особенности компьютерных технологий, активизирующих познавательную активность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельности имеет огромное значение для общего развития ребенка и формирования его личности, так как под ее влиянием развиваются все процессы сознания.
Познавательная деятельность требует значительной затраты умственных сил, устойчивого внимания и волевых усилий. Использование новых непривычных для детей приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, а также увеличивает познавательную активность самого ребенка.
Публикация «Особенности компьютерных технологий, активизирующих познавательную активность дошкольников» размещена в разделах
Компьютерные технологии активно входят в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не обучение детей основам информатики, а применение новых, научно обоснованных средств для развития детей, создание условий для обогащения их опыта познания окружающего, использования компьютерных возможностей в совершенствовании осваиваемых представлений и умений.
Компьютерные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение и стимулируется познавательная активность.
Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для дошкольного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
• исследовательский характер;
• легкость для самостоятельных занятий ребенка;
• усложнение игровой задачи;
• опора на имеющийся опыт детей;
• быть направленной на обучение новым способам действий, формирование представлений, обогащение познавательного и творческого опыта, развитие (совершенствование, закрепление или коррекцию) процессов, операций, умений, навыков;
• носить воспитывающий характер;
• иметь логическое завершение;
• включать разнообразные приемы оценки правильности ответов, доступные дошкольникам (графические символы и рисунки);
• содержать близкие опыту детей задания, сюжеты, персонажи, не провоцирующих проявление агрессии, отрицательных эмоций и т. п. ;
• информация о ходе и правилах игры представляется образно-символьном способом;
• изображения на экране достаточно крупные, без мелких деталей; умеренный темп движения элементов на экране;
• «управление» клавиатурой, джойстиком должно строиться на доступных и освоенных детьми умениях;
• учитывать уровень развития координации и моторик;
• занимательность.
Существующие на рынке обучающие программы для дошкольников можно классифицировать следующим образом:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
3. Игры-путешествия, "бродилки".
4. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Организация использования компьютерных игр в обучении и развитии дошкольников требует создания специальных условий ( трех помещений: компьютерного кабинета, зала релаксации и игровой комнаты; соблюдения санитарно-гигиенических нормативов площади, освещенности, влажности воздуха и т. п.). Применяемое программное обеспечение должно подлежать обязательному лицензированию. Продолжительность занятий на компьютере для старших дошкольников ограничивается 10 мин. 1-2 раза в неделю. Данные требования не выполнимы в большинстве садов.
Поэтому чаще всего используют мини игры из первой и четвертой групп для вставки в мультимедийные презентации. Кроме того, мы можем посоветовать ряд игр родителям для игры дома.
Наиболее широко из всех компьютерных технологий в дошкольных учреждениях используют мультимедийные презентации.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
– осуществление одновременного восприятия разного материала по теме (картинки, аудио, видео, анимация, что увеличивает доступность и объем информации, повышает запоминаемость;
– возможность демонстрации в многократно увеличенном виде на экране через проектор;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе (для коррекционных групп);
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у детей системы мыслеобразов.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Кроме того с помощью мультимедийных презентаций с детьми удобно разучивать комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, комплексы утренней гимнастики, физкультминутки, пальчиковую и артикуляционную гимнастику. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений.
Для наиболее эффективного использования презентаций необходимо учитывать ряд требований:
• Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
• Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта. Для фона слайдов подойдут спокойные цвета, не яркие, которые должны проявлять изображения на слайде, а не приглушать их.
• Иллюстрации должны быть в одном стиле, одного размера и формата.
• Оформление слайда не должно отвлекать внимание детей от его содержательной части.
• Избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки.
• Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.
• Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации. Звук должен быть слышен всем, но не был оглушительным.
• Использование крупных, четких, с высоким разрешением картинок.
• Учитывать уровень восприятия ребенка-дошкольника : не размещать на слайде более 2 картинок одновременно.
Просмотр презентации детьми дошкольного возраста не может быть самостоятельным, только в сочетании с объяснениями и комментариями педагога.
Использование глобальной сети Интернет очень облегчает работу воспитателей. В интернете можно найти любой интересующий материал в любой нужной форме (картинки, видео и аудиофайлы, схемы, таблицы и др.) Этот материал можно найти быстро и в любое время, что также важно в работе. Дети в моей группе знают, что можно задать любой вопрос и получить на него ответ не только в устной форме, но и тут же посмотреть картинки по теме на планшете, можно послушать музыку или звуки животных и природы. Кроме того, Интернет позволяет наладить работу с родителями: помещать на личной страничке интересные статьи, отвечать на вопросы, обсуждать проблемы в удобное для родителей и педагогов время.
Использование современных информационных (компьютерных) технологий в обучении и развитии дошкольников является одним из приоритетных и широко изучаемых направлений, но не отменяет применения традиционных методов и средств. Возникает необходимость формирования готовности современного ребенка к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в разных сферах.