Ползикова
Хороводные игры как средство формирования музыкальных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ползикова Анна Алексеевна, воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 "Аистёнок"
Хороводные игры как средство формирования музыкальных
способностей у дошкольников.
Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с
тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание
Публикация «Хороводные игры как средство формирования музыкальных способностей у дошкольников» размещена в разделах
с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - верный
помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру -
все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра
сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные
игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети
проявляли
лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку,
самопожертвование ради других.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его
участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и
разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и
органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь:
«Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы,
товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за
платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а
движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут
парами, тройками.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит
фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более
интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения
мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем
народные игры, потешки, приговорки.
Хороводных игр огромное количество. Они, наверно, знакомы
педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут
пригодиться. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь
положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.
Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали
на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с
удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой
компанией.
В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании
возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими
видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют
эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка.
Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают
удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни.
Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать
которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного
проявления индивидуального «я».
Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных
персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского
восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять
участие в совместной игровой деятельности.
Психологи и педагоги хорошо знают, что хороводы - очень
эффективное средство обучения и воспитания. Народные хороводы
"Березонька", "У калинушки", "Заинька, выходи", "Как у наших у ворот",
"Плетень" давно включены в программы музыкального развития детей.
Однако этот набор слишком мал.
Этапы освоения детьми нового хоровода :
Знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни.
Разучивание текста хороводной песни.
Знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработка
элементов.
Репетиции и представление хоровода зрителям.
Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с
ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить
слова.
В качестве домашнего задания можно предложить детям и родителям
разучивать эти хороводы дома, чтобы вместе показать их на празднике в
детском саду.
Опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3
лет с успехом разучивают один хоровод, дети 3-4 лет - два хоровода, дети 4-
5 лет - 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10
хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться
детям. А также они с удовольствием играют в хороводы, которые
разучивали, когда были еще маленькими. Для старших детей взрослые (при
желании) могут усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при
этом музыку и слова.
Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках,
досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них
хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они
любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на
физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве
разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.
Список литературы:
1. Арисменди, А. А. Дошкольное музыкальное воспитание / А. А. Арисменди. –
М. : Прогресс, 2010 – 176с. : ил.
2. Бородай, Ю. М. Воображение и теория познания / Ю. М. Бородай. – М. ,
Просвещение. - 1966 – 187с.
3. Ветлугина, Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие
музыки / Н. А. Ветлугина; под ред. В. Н. Максимова. – М., 2009 – 219с.
4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. :
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 256с.
5. Яновская, М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М. Г. Яновская. – М. : Просвещение, 2009 – 174с.