ДОЛДо
Пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры - как средство
развития музыкальных способностей дошкольников
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности», писал В. А. Сухомлинский. Поэтому в детском саду пальчиковые игры являются частью всех режимных моментов, включающих и образовательную деятельность.
Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвано тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребенка. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры – пальчики ребят. Использование таких игр на музыкальных занятиях, дают возможность играть с детьми, радовать их и вместе с тем развивать речь, мелкую моторику, и музыкальные способности. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и сосредоточенность. В процессе образовательной деятельности пальчиковые игры можно использовать как:
- Упражнения, снимающие усталость («Шаловливые пальчики», «Поиграли- отдохните»)
- Упражнения, активизирующие внимание и процесс запоминания («Было у матушки», «Слова на ладошках»)
- Упражнения, помогающие овладевать различными видами вокальной техники. («Снежок-колобок», «Дружат в нашей группе»)
- Упражнения развивающие чувства ритма. («Капель», «Строим дом», «Часы»)
- Упражнения помогающие развить частоту интонирования («Птички прилетели», «Дудочка»)
Упражнения, развивающие беглость пальцев и мышечную активность.
Как методическое средство пальчиковые игры хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести, без использования игрушек, атрибутов. Они не продолжительны по времени.
Поэтому, для детей с ТНР пальчиковые игры необходимо использовать в каждом музыкальном занятии. Материал подбирается в соответствии с лексической темой недели, и учетом возрастных особенностей детей. Тема: «Дикие животные». Пальчиковая игра «Медвежья зарядка». «Зайка»
Тема: «Транспорт» Пальчиковая игра «Машина», «Поезд».
Каждая игра расширяет познание детей об окружающем мире, так как несет в себе новую информацию.
Существуют различные пальчиковые игры : игры с пением, игры с мелкими предметами под музыку, игры под счет или словесное сопровождение. Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети от года до 3 лет хорошо воспринимают игры, выполняемые пальчиком одной руки.
От 3 до 4 лет – они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки.
В ясельной группе простые пальчиковые игры направлены на развитии координации движений пальцев рук с текстом стихов, потешок, песенок.
К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат. Многие пальчиковые игры учат детей выразительности движений (мимика, жесты, умению различать эмоции (радость, огорчения, страх, удивление).Такие игры помогают разыгрывать различные модели поведения персонажей с различными чертами характера, что в свою очередь являются элементами психогимнастики. Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, отличающиеся своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, которые быстро запоминаются. Художественный образ, как правило находится в тесной связи со стихотворным текстом, ритмическими движениями, что вызывает у детей высокую эмоциональную отзывчивость. Постоянное применение пальчиковых игр помогает укреплению мышц кистей рук, что помогает в игре на музыкальных инструментах. Несмотря на простоту, пальчиковые игры несут в себе огромную педагогическую и воспитательную ценность. Много пальчиковых игр построено на народном фольклоре. Издавна пальчиковые игры «народные» использовали педагоги в воспитании детей, «Ладушки», «Коза - рогатая», «Сорока- белобока», «Заинька» и др. Современные авторы значительно расширили музыкальный запас, что позволяет использовать огромное количество музыкальных пальчиковых игр.
Музыкальное сопровождение, повышает интерес детей к этим играм, облегчает выполнение имитационных движений рук с текстом песни. Работая в этом направлении используются различные приемы: показ и проговаривание (можно перед игрушкой, которая у детей в гостях, проигрывание и пропевание с постепенным ускорением и замедлением темпа; напоминание содержания игры с помощью жеста; произношение текста с различной интонацией; шепотом, громко, тихо, высоким и низким голосом.
В результате использования пальчиковых игр на музыкальных занятиях в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя и детей прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речевой активности в формировании музыкальных способностей детей. Дети с желанием поют песни, ритмично, эмоционально двигаются, с радостью участвуют в праздниках, развлечениях, концертах. Тем самым формируются добрые взаимоотношения с детьми, а также между детьми и взрослыми.